Подводное фото - NEW
Подводное фото недели
Наземное фото недели
Случайное фото
Поиск по сайту

Филиппины off-line (часть пятая) – Корон – бухта затонувших кораблей


Алексей Стойда
К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Особенно отпуск и нырялки. В силу различных обстоятельств мне не удалось продолжить свой репортаж непосредственно из Корона, поэтому продолжаю его по приезду в Москву. :oops:

Вылетали из Манилы утром. Погода была неплохая и мне, наконец, удалось запечатлеть самолеты на фоне Манильских небоскребов.




Полет на Корон из Манилы занимает всего час. Летают комфортабельные самолеты ATR-72-500 компании Cebu Pacific на 72 пассажира, также летают похожие самолеты Philippine Air. Эпоха 19-местных самолетиков компании SeAir, к сожалению, практически закончилась, а жалко. Они летали на небольшой высоте и можно было представить себя в кабине американского бомбардировщика, подлетая к Корону.
Вот таким перед нами предстал Корон с высоты птичьего полета.



А это уже центр Корона – ну чем не Голливуд…



Как я уже писал, мы остановились в дайв-резорте Discovery Divers, расположенный в 10 минутах от городка Корон на отдельно стоящем островке. Представляет собой 6 небольших бунгало и ресторанчик с дайв-центром. Все в довольно обветшалом состоянии за 18 лет эксплуатации. Но жить вполне можно. Достопримечательностью резорта является гидросамолет, стоящий на приколе на берегу. Когда-то из него хотели сделать еще один рэк, но потом передумали. Он ожидает своего часа, когда, может быть, станет плавучим баром…



Место перед резортом идеально для яхтенной стоянки – здесь стоит даже яхта губернатора Палавана (прямо около его резиденции).



Сил на обновление бунгало хозяин сейчас не тратит – все средства и энергия уходят на строительство нового резорта Puerto del Sol в 20 минутах езды на машине от аэропорта Бусуанга (Busuanga) и в 10-15 минутах от практически всех рэков. Хозяин искренне надеется, что ему удастся открыть его в начале апреля. Но это надежды, так как на Короне все делается довольно неспешно и расслаблено.

Организация нырялки следующая – в девять часов утра все ныряющие загружаются на лодку (у Гюнтера три больших «банки», спидбот и 15-метровая яхта) и потихоньку пилят до дайв-сайтов. В девять – сильно сказано. Именно на Короне очень хорошо начинаешь понимать, что такое PMT – Philippines May be Time. Можно отплыть и в десять. Дайв-гидами у Гюнтера работают европейцы – Марсель – технарь и инструктор из Швейцарии и Макс – немец – дайвмастер, иногда (если много гостей) приходит красивая филиппинская девчонка Мелоди (инструктор-дайвгид).



В общем, в условиях строжайшей экономии, с персоналом у Гюнтера небогато – на лодке, как правило, только один капитан и дайв-гиды, которые особо не напрягаются. Марсель с воодушевлением рассказывает о рэках, любит их и знает, ныряет со спаркой, но как только дело доходит до погружения – суров и непреклонен. «Дайв по правилу 50-50, либо до 50 бар в баллоне, либо до 50 минут – и не более, только бездекомпрессионные дайвы». Надо ли говорить, что при наличии только 12 литровых баллонов и глубине почти всех рэков 25-35 метров, дайвы достаточно коротки. Единственное, на что можно рассчитывать, это 6 литровый стейдж, но о нем надо просить накануне. Между дайвами обязательный ланч и послеобеденный сон – время рассыщения не менее двух часов. При таком раскладе можно сделать только два дайва в день.



«Сладкую парочку» – Марселя и Макса мы сразу прозвали - кот Базилио и лиса Алиса. :D
Весь их вид говорил – как бы так сделать, чтоб ничего этого (дайверов, погружений и другой активности) не было и можно было спокойно спать и решать кроссворды. В общем – те еще лентяи… Хотя работать им все-таки приходится – прокатные регуляторы (в отличие от новеньких BCD) в весьма плачевном состоянии и их ремонтируют во время долгой дороги к дайв-сайтам. Слава богу у нас вся снаряга своя¸ про выданный мне регулятор для стейджа я лучше промолчу…



На второй день мы с бадди стали Марселю неинтресны – фотографируем, «в рот не смотрим», плаваем в своем режиме. Поэтому оставшиеся два дня дайвинг и гайдинг проходил по следующему принципу – вот вам рэк, лежит так-то, глубина такая-то, в трюме можно увидеть то-то – ныряете сами. С одной стороны фотографу с моделью об этом можно только мечтать, а с другой стороны – мы промахнулись мимо трюма с бульдозером из-за видимости в 3-4 метра… :evil:

Почти все рэки находятся в пределах максимум 15 минут хода на «банке» друг от друга. Дно везде песчаное, глубина по дну от 25 до 45 метров. Все они сильно заросли кораллами и заселены огромным количеством рыбы и другой живности. Пожалуй это главное их отличие от рэков Палау и Трука. Иногда, опускаясь на палубу, не понимаешь – риф перед тобой или затонувший корабль. В трюмах многих из них до сих пор можно найти артефакты. При мне на Akitsushima, нашли патроны. Некоторые корабли можно проплыть через трюмы по всей длине, в некоторых-же это делать крайне опасно – надстройки могут обрушиться в любой момент…

Привет питерцам…



Видимость – это главная проблема при всех погружениях. В январе она составляла не более 8-10 метров, что хорошо можно увидеть по всем фотографиям. Из общения с Гюнтером и Марселем выясняю – лучшая видимость в этих местах в марте – апреле. Именно в эти месяцы дождей практически нет и с мангровых зарослей, которыми заросли практически все берега в заливе, смывает меньше всего ила и другого мусора. Также очень важно подгадывать поездку на Корон в дни, когда луна находится в своей четверти (неважно – прибывающая или убывающая). Высота приливов-отливов минимальная, так что ила в воде также меньше. Но, несмотря на все ухищрения в планировании погружений, прозрака более 15-17 метров вы никогда здесь не увидите – такова «се ля ви».

Wreck-diving – для многих эти слова являются магическими. Я не очень люблю лазить по трюмам и выискивать артефакты. Для меня любой затонувший объект представляется в первую очередь, как объект для фотосъемки. Именно поэтому мне больше импонируют надстройки и другие объекты, позволяющие увидеть былую мощь этих кораблей. Попытаюсь вкратце изложить историю каждого из рэков Корона, на которых мне удалось побывать, и показать то – какими их увидел я.

Основное в истории всех погибших в Короне кораблей – фактически один день их гибели. 23 сентября 1944 второй вспомогательный японский флот был обнаружен морским самолетом разведчиком в бухте Корона и, фактически, участь всех кораблей была предрешена. Рано утром 24 сентября 1944 корабли были подвергнуты массированной атаке 24 американских бомбардировщиков и 96 истребителей. Некоторые корабли затонули сразу же, некоторые еще несколько дней боролись за свою жизнь - Taiei Maru затонула только 9 октября. Количество потопленных кораблей сильно разнится – от 40 до 15. Никто не знает точно, сколько их было. Некоторые корабли имели до 6-7 названий, и из-за этого царит большая путаница как в их описаниях, так и в Интернете. По некоторым наиболее подробным отчетам известно, что в результате налета было подбито 23 корабля
Сколько кораблей уцелело - доподлинно неизвестно. Но, скорее всего, еще не все корабли найдены и открытия могут удивить всех…

Практически все мало-мальски ценное и предметы, по которым можно выяснить название корабля (винты из бронзы, штурвалы, рынды, навигационные приборы и компасы) было снято с кораблей в восьмидесятых годах командой коммерческих водолазов. Вообще, на Филиппинах нет ни одного затонувшего корабля, доступного для дайвинга, на котором были бы винты – все они сняты.

Если говорить о карте, то подробной карты дайв-сайтов нет (по негласному соглашению местных дайв-центров). Сейчас в Корон-бэй известно десять рэков, на которые осуществляются погружения, все они забуены.



Но иногда буй срывает волнением – троса старые и все проросли мелкой мидией, острой как бритва. Тогда сайт находят по GPS-навигатору и якорятся непосредственно к рэку. Недавно недалеко от Akitsusima нашли два небольших (метров по 40) «Gun-boat», но погружения на них пока не проводят, хотя они лежат всего в 100 метрах друг от друга, глубина 35 метров и песчаное дно без каких-либо ориентиров не позволяют этого сделать безопасно.

Все схемы кораблей были сделаны в 1994 году и сейчас иногда сильно отличаются, надстройки разрушаются и проваливаются. Я называю их так, как принято сейчас в Корон-бэй (приведу только два примера разных имен – и вы увидите, какая царит путаница).

Akitsushima – тендер (корабль обеспечения) для морских самолетов. Длина 118 метров, лежит на левом борту, глубина по дну 36 метров, верхняя точка 20 метров. Надстройки и кран сохранились, но орудия и винты утрачены, а пулеметы практически не поддаются идентификации из-за обрастания кораллами. Мои снимки были в предыдущем посте блога.



Taiei Maru (но возможно и другое название – Okikawa Mary)– танкер длинной 160 метров, лежащий на почти ровном киле. Глубина по дну 26 метров, надстройки на 10-16 метрах. Носовая часть отломана взрывом, но в целом обводы корабля угадываются. Особый интерес представляет туннели для винтов диаметром более 4-х метров и нефтяные танки. Практически можно проплыть по трюмам весь корабль вдоль. Надстройки тоже довольно живописны. Его фотографии также в предыдущем посте.





“Tangat” wreck – грузовой корабль длиной 134 метра, лежит на ровном киле, глубина по дну 32 метра, по надстройкам 21 метр. Центральные надстройки частично провалились и заплывать в трюмы под ними крайне опасно – вес надстроек десятки тонн и они могут рухнуть в любой момент. На корме сохранились остатки пушек. В носовой части живет огромная стая рыб-бабочек. Зрелище фантастическое – они совсем не боятся человека.






Olympia Maru (или другое название - Taiei Maru) – грузовой корабль 128 метров длиной, лежит на правом боку, глубина по дну 25 метров, по борту – 12. Трюмы пустые, винтов нет. Надстройки сильно разрушены, но еще угадываются, борта прогнили до сквозных дыр. На сейфити вокруг барражирует стая джек-фишей. Наименее интересный рэк (по моему сугубому ИМХО).






Kogyo Maru – грузовой корабль длиной 129 метров. Лежит на правом борту, глубина 34 метра, по борту 22 метра. Во втором трюме лежит бульдозер и транспортер от бетономешалки, но из-за отвратительной видимости 3-5 метров и прошедшей перед нами группы в трюме снять ничего не удалось, а мимо бульдозера мы вообще промазали. Винтов и двигателя в машинном отделении нет – все вытащили…





Irako – провизионный корабль (рефрижератор) длиной 147 метров, лежит на ровном киле, глубина по дну 42 метра, по надстройкам 34 метра. Очень хорошо сохранился – надстройки целы, в якорной комнате сохранилась ручная лебедка. Но из-за совершенно чумового течения долго полазить не удалось, приходилась буквально карабкаться по надстройкам. Со стейджем со здоровой камерой в руках это было несколько проблематично. Самый красивый рэк. Стоит нескольких погружений.





Nanshin Maru – небольшой гражданский танкер длиной около 50 метров, затонул по неизвестным причинам 13 сентября 1944 года, лежит на почти ровном киле на 30 метрах на песчаном склоне, надстройки на 22 метрах. Самый дальний рэк Корона около Bleck Island, доступен только во время сафари (ходу от Корона часов 5). Очень красивый, заросший кораллами, доступный для осмотра, много рыбы.




Gunboat Lusong - небольшой корабль сопровождения (или охотник за подлодками) около 35-40 метров длиной, лежит на небольшой глубине от поверхности до 7-9 метров. Сильно разрушен из-за волн и течений. Но довольно красив. Очень много кораллов.




Gunboat East Tangat - небольшой корабль сопровождения около 35 метров длиной, лежит на глубине 5-18 метров, хорошо сохранился, все надстройки читаются. Можно полазить по трюмам. Два последних рэка очень хороши для утренних дайвов заключительного дня нырялки. Глубина небольшая, а самолеты из Бусуанги улетают около 10 утра, так что успеваешь полностью рассытится перед отлетом.







Помимо дейли-дайвинга Гюнтер предлагает мини-сафари – для двух-трех человек – на своей яхте Sea Lion, а для 6-8 человек - на огромной 30 метровой «банке» своего компаньона. Мы этим не преминули воспользоваться и ушли на 3-х дневное сафари на дальние острова – практически на самую восточную границу Филиппин – дальше только Южно-Китайское море и… Вьетнам.

Black Island – крайняя точка нашего сафари, красивейший необитаемый остров. Отвесные скалы, джунгли, небольшой пляж с белоснежным песком, пещера с полусоленым озером внутри. Сразу нахлынули детские воспоминания о пиратских романах. Настоящий «остров сокровищ». Наверное именно поэтому два года назад чешская телекомпания снимала здесь своего «Последнего героя». Только ради острова сюда стоило приплыть, а в глубинах еще и Nanshin Maru.

Во время сафари возможны и ночные дайвы на рэки. Мы погрузились на Taiei Maru и Nanshin Maru. Зрелище интересное – огромное количество рыбы и различных ракообразных. В трюме Nanshin Maru нам встретился огромный (около 80-90 см) беременный пуффер и таких же размеров файл-фиш. А на горгонариях в трюмах Taiei Maru сидит огромное количество крабов. Снимать устанешь…





Хотя сафари проходило фактически в том же самом заливе, удовольствие от него мы получили намного большее, чем от дейли-дайвинга. Хорошая компания – Гюнтер, канадский нефтяник и мы вдвоем., ну и еще и команда из двух филиппинцев – Тото и Карло. Расслабленный отдых, вечерние посиделки за стаканчиком коктейля “Gunter’s poison” с ромом или шампанским с икрой и деликатесами (должны же мы были отметить Новый Год по нашему стилю) на фоне великолепной природы – что еще надо человеку для отдыха…

Отдельно надо рассказать об уникальном месте на Короне – “Barracuda Lake”. Это озеро в 20 минутах от Корона, оно отделено от моря скалами высотой около 20 метров, но туда можно добраться, карабкаясь по скалам. Отделено от моря оно несколько сотен (или тысяч) лет назад. Вода в не напоминает своеобразный бутерброд – от поверхности и до 14-15 метров пресная вода температурой 29-30 градусов, потом слой горячей соленой воды температурой до 37-38 градусов толщиной около 3-4 метров, а ниже слой холодной соленой воды до глубины 34 метра. В озере водится барракуда размером до 1,5 метров (а может и несколько), есть разная рыба – parrot-fish, сомики, похожие на помесь сомиков и саламандр, кардиналовые рыбки, крохотные сарганчики и креветки. Вся эта живность живет в пресном слое. Погружаться надо без костюма – жарко, но не забудьте вытащить несколько грузов из пояса. На глубине бьют горячие источники, иногда с такой силой, что течение норовит выбросить на поверхность. Засунув руку с компъютером в такои источник увидел температуру в 38 градусов. Все дно покрыто толстым слоем мягкого ила, иногда до 2-3 метров толщиной. Иногда дайв-гиды устраивают аттракцион, с разгона погружаясь в слой ила до пояса. :idea:








Погружение в озере незабываемо и фантастично. Не покидает ощущение, что если погружаться дальше, то можно свариться. На остановке безопасности можно поразвлекаться с креветками, которые заползают на руки и начинают вас чистить. Фотографировать в озере очень непросто. Во-первых - из-за многочисленных термоклинов получить резкое изображение почти невозможно. Во-вторых - из-за сложностей с заброской аппаратуры и снаряжения (если вашу скубу за 100 песо дотащат местные охранники), то фото и видеоаппаратуру вы тащите сами – есть большой риск ее разбить. Местные просто отказываются ее нести. Я сам чуть не лишился бокса с камерой – при походе от озера у меня разошлась молния на рюкзаке и бокс с камерой рухнул на острые скалы (как зубы драконы) с высоты 3-х метров. Слава богу, все обошлось только несколькими царапинами, а могло бы быть и хуже… :o

В плане вечернего отдыха в городке Корон предлагаются обычные филиппинские развлечения – бары, ресторанчики, девчЕнки, караоке… ;)
Если вы устали и нанырялись, то обязательно съездите на горячие источники – всего 20 минут на трицикле и вы погрузитесь в атмосферу релаксирующих горячих ванн с температурой 40 градусов. В сочетании с холодным пивом вполне приятный и цивильный отдых.

К сожалению, есть одно место, где мне не удалось погрузиться – это пещера Гюнтера Gunter’s Cathedral cave– полуподводная пещера с небольшим окошком наверху. В 10-11 часов утра солнце проникает через это окошко и создает фантастическую игру лучей. Но погода не позволила это сделать, как мы ни просили Гюнтера (а это он нашел ее более 15 лет назад). Пещера расположена на внешней стороне острова со входом под водой на глубинен 6 метров и при сильной океанской волне и ветре подойти к ней невозможно и опасно.



Не все удается сделать в одну поездку, так что придется возвращаться на Корон еще раз. Путешествие должно продолжаться… :D


Теги: Филиппины, Корон, wreck-diving, Алексей Стойда


© DivePlanet 2019