Dive Reviews
 
Рубрика: «Затонувшие корабли»
текст и фото: Алексей Стойда
 

Затонувшие корабли в Иордании — от снорклинга до техно (часть 2).

Историческая справка.

Корабль был спущен на воду в 1964 в Испании в Гижоне, на верфи S.A. Juliana Constructora (Gijon) под именем «Mone Dos». Длина – 75,5 м, ширина - 10,75 м, осадка - 5,8 м, грузоподъёмность 1161 тонна. Корабль ходил под управлением корабельной компании Naviera Anzar Shipping Company из Бильбоа, когда был переименован в "Puerto De Pasajes", а затем, в 1978 г, в "San Bruno". В 1978 г был продан ливанской компании «Cedar Pride» (Гордость Кедра) – и имя компании стало его последним, 4-м именем. Однако новым хозяевам он прослужило недолго. В июле 1982 года, после транспортировки удобрений в Ирак, корабль стал на якорь в порту Акабы. Второго августа, на якорной стоянке на борту случился пожар, огонь уничтожил машинное отделение и жилой кубрик, унеся жизни 2-х человек. Справиться с пожаром удалось лишь через несколько дней. Практически полностью выгоревший, Cedar Pride, как ни странно, не затонул: его безжизненный корпус, ставший теперь полностью бесполезным, так как конструктивные разрушения были значительны, сохранил герметичность. В течение трех лет он провёл в забытьи, никому не нужный, никто не брал на себя ответственность за него и не платил портовые сборы. Принц (а с 1999 года - Король) Иордании - активный дайвер, заинтересовался кораблём и предложил план по его затоплению, который и был воплощён в жизнь. Корабль был подготовлен в порту Акабы для затопления — были откачаны оставшиеся топливо и масло, удалены все стекла и любые предметы, могущие представлять опасность для дайверов. Второй важной задачей было найти удачное место для затопления, где глубины бы не превышали 20-30 метров, и корабль не мог бы соскользнуть глубже по склону. Руководил подготовкой и затоплением Джеймс Фулан (James Fylan). 16 ноября 1985г судно доставили к месту затопления два буксира, и заложили взрывчатку в трех грузовых трюмах (на носу, в середине, и в корме). Надо отметить, что в разгар Ирано-Иракской войны было очень трудно достать взрывчатые вещества, но вопрос был решен при участии Его Королевского Высочества принца Абдуллы. С помощью буксиров, крана и тягача на берегу, корабль был спозиционирован над сайтом и в полдень с 30-секундным интервалом были взорваны заряды. Затопление судна было очень медленным и равномерным (также благодаря правильному распределению воды в корпусе за счёт предварительно удаленных переборок), и оно аккуратно легло в нужном месте на левый борт.

На фотографиях - Принц Абдулла (в белой майке); Cedar Pride до и во время затопления.

Prince Abdullah.jpgPrince Abdullah_.jpg

Cedar pride-1.jpgCedar pride-2.jpg

Cedar pride-3.jpgCedar pride-4.jpg

Сейчас корабль представляет собой поистине изумительную картину: возможно, в результате химической реакции между фосфатами, оставшимися на борту судна, и соленой водой, его металлический корпус переливается всеми цветами радуги. Удобрения оказались также превосходной питательной средой. За прошедшие годы корабль замечательно оброс мягкими и твёрдыми кораллами и стал убежищем для множества рыб. Он лежит между сайтами «Радуга риф» (Rainbow Reef) и «Японские Сады» (Japanese Gardens), кормой к северу в 130 м от берега. К нему прикреплён постоянный буй, за этим следит администрация Морского Заповедника Акабы. Максимальная глубина – 27 м, верхушка мачт на 7-метровой глубине, поэтому корабль очень интересен для дайверов любого уровня подготовки.

Cedar.jpg

Благодаря сравнительно небольшой глубине и отсутствию сильных течений, погружение к месту затопления Cedar Pride не представляет трудности даже для малоопытных дайверов. Погружение можно начать как с пляжа, так и с лодки или дайвбота. Если отправной точкой будет выбран пляж, то в этом случае примерно половина пути проходит на глубине, не превышающей двух метров. Далее дно постепенно опускается, представляя собой некое подобие пологого холма, на двух выступах которого на левом боку лежит корабль. В средней части между корпусом и дном есть проход и можно пронырнуть под кораблем. В носовой и кормовой частях корпуса имеются два больших проема, позволяющих исследовать его изнутри. Долгое время в одном из трюмов корабля был небольшой воздушный карман, но со временем он уменьшается. К левому борту всё ещё прикреплена полуразрушенная спасательная шлюпка. Большой трехлопастной винт и руль в полной сохранности. Мачты, капитанский мостик и другие надстройки в хорошем состоянии. Для тех, кто прошёл специальное обучение, возможно проникновение внутрь корабля, который также удобен для проведения обучающих курсов по погружениям на рэки. Неплохое место для проведения деко-процедур после погружения на другой глубокий объект «Тайонг» (Tayong),находящийся неподалёку.

Cedar pride plan-2.jpg

Продолжение следует...

Далее:

  • сайт - “Tayong”
  • технический сайт - “Al Shorouk”
Архивные фото www.aqaba-divevillage.com

Комментариев - 0



 
 
 
 






 
Array
(
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74199
                    [PICT] => /upload/iblock/c5d/iblock_mag/s_sedar-1.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74199/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/c5d/iblock_mag/ss_sedar-1.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [1] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74200
                    [PICT] => /upload/iblock/10f/iblock_mag/s_sedar-2.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74200/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/10f/iblock_mag/ss_sedar-2.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [2] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74201
                    [PICT] => /upload/iblock/830/iblock_mag/s_sedar-3.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74201/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/830/iblock_mag/ss_sedar-3.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [3] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74202
                    [PICT] => /upload/iblock/86d/iblock_mag/s_sedar-4.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74202/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/86d/iblock_mag/ss_sedar-4.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [4] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74203
                    [PICT] => /upload/iblock/4aa/iblock_mag/s_sedar-5.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74203/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/4aa/iblock_mag/ss_sedar-5.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [5] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74204
                    [PICT] => /upload/iblock/42a/iblock_mag/s_sedar-6.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74204/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/42a/iblock_mag/ss_sedar-6.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [6] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74205
                    [PICT] => /upload/iblock/7ba/iblock_mag/s_sedar-7.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74205/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/7ba/iblock_mag/ss_sedar-7.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [7] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74206
                    [PICT] => /upload/iblock/83e/iblock_mag/s_sedar-8.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74206/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/83e/iblock_mag/ss_sedar-8.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [8] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74207
                    [PICT] => /upload/iblock/f58/iblock_mag/s_sedar-9.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74207/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/f58/iblock_mag/ss_sedar-9.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [9] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74208
                    [PICT] => /upload/iblock/fff/iblock_mag/s_sedar-10.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74208/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/fff/iblock_mag/ss_sedar-10.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [10] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74209
                    [PICT] => /upload/iblock/c9f/iblock_mag/s_sedar-11.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/74209/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/c9f/iblock_mag/ss_sedar-11.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [11] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 73500
                    [PICT] => /upload/iblock/4f0/iblock_mag/s_cedar_pride_bw1.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/73500/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/4f0/iblock_mag/ss_cedar_pride_bw1.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [12] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 73493
                    [PICT] => /upload/iblock/d82/iblock_mag/s_cedar_pride_bw2.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13039/73493/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/d82/iblock_mag/ss_cedar_pride_bw2.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

        )

    [WRAP] => both
)


загрузка карты...
 
© DivePlanet 2022