Продолжение исследований пещеры Ени-Сала 3 в Крыму группой дайверов из команды CDP - Cave Diving Project. Читайте хронику погружений
CDP (Cave Diving Project) continues to explore Eni-Sala cave in Cremea (Ukraine)
Для дайверов из команды CDP пещера Ени-Сала 3 - объект давно и хорошо знакомый по предыдущим экспедициям 2008-2009 гг. В январе 2011 г прошла очередная экспедиция в эту пещеру.
Хроника погружений
28.01.11. Поздно вечером команда и все снаряжение собирается возле входа в пещеру и разбивает базовый лагерь. В ту же ночь спелеологи подтаскивают первые мешки к первому сифону.
29.01.11. С самого утра идет транспортировка мешков к сифону. Трое дайверов - Гриценко, Климчук и Угрюмов, - совершают погружение во второй сифон и доходят до второго "пузыря". По дороге «туда» проверяют шнурок и снимают видео. По дороге «обратно» - убирают на участке между первым и вторым "пузырем" старый ходовик из печально известного полевого кабеля.
30.01.11. Трое подводников в сопровождении героических помощников ныряют в первый сифон. Переход между первым и вторым сифоном около 30 метров, но с тремя 12-литровыми баллонами этот путь является серьезным испытанием. Нас спасает только помощь Андрея Чугаева, проникшего к нам через сложный обход сифона. И вот мы - возле второго сифона. Переход к третьему "пузырю" длиной 250 метров и максимальной глубиной 17 метров, занял у нас около 40 минут. Здесь Гриценко и Угрюмов остаются в "пузыре".
Рассказывает Олег Климчук: «Виктор и Михаил остаются в третьем "пузыре", чтобы помочь мне во время декомпрессии. Я же с тремя 12-литровыми баллонами плавно пикирую в широкой расщелине с белыми стенами и пока еще чистой голубой водой. Любуюсь правильно установленным ходовиком: все красиво и грамотно. Подхожу к сужению хода на -34 метра, и перед ним, как и положено, перестежка. Персональное спасибо за нее Юре Базилевскому, который первым лазил через щель и завязал эту перестежку. Оставляю тут баллон EAN 50, он пригодится мне позже для декомпрессии. С двумя баллонами на боках, забитыми по 220 атмосфер нормоксическим тримиксом, прохожу за щель со свистом, секунд за 10 от силы.
Дальше ход плавно понижается до -40, и вот я на конце шнурка, аккуратно завязанного за выступ на скале. Приятно удивлен такой аккуратной перестежкой. В 2008 году я остановился здесь, ныряя на воздухе, но, несмотря на одурманенный «глубоким» воздухом мозг, навеску соорудил вполне приличную, что не может не радовать. Анализирую свое состояние. Самочувствие отличное, только прохладно. В суете подготовки я упустил из виду баллон с аргоном и поддувать костюм приходится тримиксом, что потенциально приводит к гипотермии, но признаков переохлаждения пока нет, и я продолжаю плавными толчками ласт продвигаться в неведомое.
Пещера продолжается пилообразным профилем, резко меняя глубину в диапазоне 40 – 35 метров. Такой непредсказуемый рельеф требует дополнительных перекреплений ходового конца, которые приходится старательно вывязывать, расходуя драгоценное на такой глубине "Bottom Time". С катушки размотано уже более 50м, здесь характер пещеры резко меняется: просторный 1,5х3 метра коридор ведет вверх под углом градусов семьдесят. Останавливаюсь на -18 метрах и, завязав конец шнурка за характерный выступ стены, решительно и бесповоротно обрезаю катушку. Подготавливаюсь к возвращению: 19 минута от начала погружения с третьего пузыря. Я достиг предела разумного риска на это погружение. Количество газов позволяло мне продолжить плыть и дальше, но декомпрессионные обязательства грозили вырасти, да и гипотермия подкрадывалась медленно, но уверенно.
На 28 минуте я вышел на первую глубокую остановку на -24 м. Здесь я пересоединил шланг поддува на баллон с EAN 50 и, наконец-то, продул костюм сравнительно теплым газом. На шестиметровой глубине кто-то приносит мне кислород. Позже я узнал, что это Миша, тогда все было как в тумане: муть, поднятую на перегибе и возле щели, принесло сюда течением. На 52 минуте я благополучно всплыл в пузырь к своим замерзшим товарищам.
Убедившись, что я в порядке, Витя с Мишей поплыли домой на выход, я же еще час посидел в пузыре, вдыхая попеременно воздух и кислород, и благополучно вернулся, используя EAN 50»...
Сразу после выхода Олега Климчука из сифона началась выемка снаряжения. Вся команда отважно боролась с огромным количеством баллонов и мешков. Подъехавшие поздним вечером Светлов Руслан и Лукъяненко Андрей подняли боевой дух команды. Героическая выемка снаряжения закончилась к 3 часам утра в понедельник.
Экспедиция благодарит всех, кто помогал, верил или просто желал удачи. А также большая благодарность Контрольно - Спасательной службе Крыма.
