Мы ныряем на рифах, где почти не бывает дайверов, даже наши гиды не слишком с ними знакомы. Это дальний Юг Красного моря, Халаибский треугольник, спорная территория между Суданом и Египтом, которая сейчас контролируется египетскими властями. Погружаемся на Фанадире — и тут же натыкаемся на большую стаю громадных рыбин. Тут наши показания разошлись: кто утверждал, что их было пятьдесят, кто — двенадцать, впрочем, мелочь могли просто не заметить, считали лишь больших особей.
А они были действительно гигантами — на глаз, до полутора метров длиной. Впрочем, рассмотреть их, а тем более заснять нам удалось далеко не сразу — заметив странных ластоногих непривычного вида, рыбы ту же скрылись в глубине. Нам они тоже показались более чем диковинными, их силуэты с огромной головой не были похожи на очертания рыб вообще. И только позже, разглядев большой нарост на голове, мы поняли, что это шишколобые попугаи. Но как же они были не похожи на хорошо знакомых нам рыб-попугаев!
Разноцветные яркие рыбы-попугаи обычно первыми встречают нас на коралловых рифах; они часто живут у самой поверхности воды, и чтобы их увидеть, вовсе не обязательно надевать скубу — достаточно маски с трубкой. Их бывает много; по некоторым подсчетам, их суммарная биомасса на коралловых рифах — самый значительный компонент среди всех рыб данного биоценоза. Это довольно крупные рыбы — большинство из них длиной 50-70 см, но некоторые виды вырастают до больших размеров. Никуда от рифов они не отплывают — тут их и дом, и стол. Тут они и живут, и питаются. Они — неотъемлемая часть мира кораллового рифа.
Пищей рыбам-попугаям служат коралловые полипы и живущие на них водоросли. Большинство попугаев растительноядные, они питаются водорослями-макрофитами, образующими обрастания на кораллах и камнях. Некоторые крупные виды потребляют в пищу живые коралловые полипы. Под водой нередко можно слышать странные скрежещущие звуки — это рыбы-попугаи откусывают от жесткого коралла кусочки своими сильными челюстями. Зубы на каждой челюсти у них срастаются, образуя пластинки, посередине разделенные швом.
Собственно, именно из-за этих челюстей, напоминающих клюв, их и прозвали попугаями, ну еще и из-за их кричащей окраски. Обломки кораллов, которые попадают в рот вместе с водорослями, в глотке попугая перетираются мощными глоточными зубами в мельчайший песок. Каждый попугай в течение светового дня пропускает через себя и перерабатывает большое число обломков мадрепоровых кораллов; при этом органика усваивается, а песок выбрасывается — часто можно видеть, как вслед за плывущей рыбой появляется облачко песка и рассеивается в воде, фактически они испражняются песком.
Именно благодаря попугаям образуется тончайший и чистейший коралловый песок, многие пляжи в тропиках своим появлением обязаны рыбам-попугаям - ведь годовая «производительность» одной особи равна нескольким центнерам песка!
Казалось бы, вредная рыба — разрушает коралловые рифы... А вот и нет! Все в коралловом биоценозе взаимосвязано. Без рыб-попугаев рифы хиреют. Дело в том, что у кораллов весьма сложные отношения с водорослями. Без живущих в симбиозе с коралловыми полипами одноклеточными водорослями-зооксантеллами, кораллы умирают, Но другие водоросли, макрофиты, которые поселяются сверху на живых кораллах, еще вернее ведут их к гибели.
Рыбы-попугаи объедают эти обрастания и тем самым спасают кораллы. Природа однажды сама поставила жестокий эксперимент. В 1983 в Карибском море разразилась смертельная эпидемия среди диадемовых морских ежей, которые питаются макрофитами, и единственными борцами с обрастаниями на кораллах остались только рыбы-попугаи. Но попугаи — излюбленная добыча рыбаков в этом регионе. Там, где активно велась рыбная ловля, состояние рифов оказались намного хуже, нежели в заповеднике, где попугаи вырастали до гигантских размеров и великолепно очищали кораллы.
Сейчас ученые и защитники природы в карибском регионе призывают туристов отказаться от блюд из рыб-попугаев — ради спасения коралловых рифов.
После дневных забот попугаи вечером укладываются спать тут же, под кораллами. У некоторых из них есть постоянные убежища, в которые они забираются не только на ночь, но и в случае опасности. Процесс отхода ко сну не прост: сначала надо постелить себе постель, которой служит кокон из слизи, которой вся рыба укутывается, как одеялом. Этот процесс занимает до получаса — и примерно столько же занимает утреннее «раскутывание».
Зато кокон надежно защищает спящую рыбу от хищников — через слизь в воду не проходит ее запах; кстати, нередко окраска рыбы в сумерках блекнет. Спящего попугая разбудить практически невозможно, он не реагирует ни на направленный прямо на него луч фонаря, ни на колыхание воды.
В семействе рыб-попугаев, или скаровых (Scaridae), насчитывается 80 видов, объединенных в 10 родов. Практически все они — обитатели коралловых экосистем тропических вод, за исключением нескольких видов, которые живут у каменистых берегов Японского моря. Жизненный цикл попугаев весьма сложен. Большинство из них рождается самками, и только часть мальков оказывается самцами — это так называемые первичные самцы.
Молодые самцы и самочки стайками «бродят» по рифам, в то время как некоторые взрослые самки претерпевают метаморфоз и превращаются в самцов. Эти большие рыбы-попугаи становятся хозяевами хорошего участка на рифе и привечают самок, которые могут там питаться и заодно откладывать икру. Маленьких первичных самцов такие латифундисты со своей территории гоняют. Но, тем не менее, «малыши» умудряются спариваться со своими ровесницами в укромных уголках. При их малых размерах у них семенники гораздо больше, чем у переродившихся самок, и, очевидно, больше «мужская сила».
Многие виды во время нереста образуют скопления, обычно недалеко от внешнего склона рифа. Время от времени от этой стаи отделяется пара рыб, которые быстро поднимаются к поверхности, где самка выметывает икру, а самец – молоки. Икра и личинки развиваются в толще воды. При этом окраска молоди, самок и самцов бывает совершенно различной. Из-за этого бывает трудно определить рыбу-попугая до вида. Юные попугаи становятся жертвами различных хищников, таких, как груперы. Взрослым рыбам-попугаям страшны только рифовые акулы ну и, конечно, люди.
Там, где водятся рыбы-попугаи, люди их употребляют в пищу и считают очень вкусными. А вот аквариумисты-любители их практически не содержат, несмотря на экзотическую красоту — как притащить домой целый риф с живыми кораллами? Только большие океанариумы могут предоставить этим рыбам необходимые для жизни условия.
И, конечно же, невозможно представить себе в домашнем аквариуме шишколобого попугая Bolbometopon muricatum.
Во-первых, они достигают поистине гигантских размеров: до 1,5 метров в длину, отдельные экземпляры весят до 75 килограммов.
Во-вторых, это рыбы стайные и держатся группами, чаще небольшими, но наблюдали стаи и по 75 особей. И биология их во многом отлична от других попугаев. Ну, начиная с того, что в процессе развития они практически не меняют свою окраску, у молодых особей по телу разбросаны темные пятна и полосы. Нарост на голове появляется в процессе взросления.
По-английски шишколобы почему-то именуются «зелеными», но все те особи, которые я видела лично или на фотографиях, были синими. Скажем так: тело шишколобых попугаев окрашено в синевато-зеленый цвет, спереди на голове часто выделяется светлое, иногда розовое пятно. В отличие от других видов, крупная циклоидная чешуя равномерно покрывает их тело. Мощный клюв выдается вперед и всегда хорошо виден — губы его не закрывают.
Стайки молодых рыб предпочитают держаться в мелких лагунах, часто в зарослях морской травы, взрослые живут обычно у наружной стороны рифа, на глубине не более 30 метров. Спят они обычно в гротах, но технический прогресс не миновал и их - часто они устраиваются на ночь внутри рэков. В отдаленных уголках пещер рифовой системы Сент-Джонс их можно встретить и днем — там они отдыхают в безопасности. Утром они все одновременно просыпаются и дружно идут на «промысел».
Те, кто нырял на Сипадане, видели это потрясающее зрелище — стаи огромных рыб, которые строем направляются на дневную кормежку. Едят они тоже весьма впечатляюще. Они кусают кораллы при помощи своих огромных клювов. За один раз они отламывают обломок величиной с куриное яйцо, «с пол-кирпича», как выразился один пораженный дайвер, и с громким хрустом их пережевывают.
Но это не все. Огромные шишки на лбу весьма функциональны — рыбы используют их как кувалды, с их помощью они откалывают куски кораллов. За год шишколобый попугай перерабатывает до 5 тонн кораллов! Вредят ли они биоценозу кораллового рифа? Вряд ли, там, где они обитали и обитают, коралловые экосистемы функционируют нормально — до тех пор, пока не вмешается человек.
Нарост на голове, по свидетельству очевидцев, служит и еще одной цели. Новосибирские дайверы, которые ныряли южнее, чем мы, в Судане, в мае, описывали очень громкие звуки, похожие на хлопки, которые раздаются под водой вблизи рифов: «Лишь когда подошли назад к рифу увидели редчайшее зрелище. Гигантские шишколобые попугаи разгонялись друг другу навстречу и с силой бились лбами, видимо выясняя, у кого шишка больше и тверже.
Именно они и являлись источником звука, похожего на звук пробитого о-ринга на баллоне или лопнувшего шланга манометра. Как оказалось, акулы-молот боятся этих звуков и не подходят к рифу, от которого несется подобная какафония. Ну, насчет хаммерхедов — это оставим на совести автора, которому, судя по всему, об этом рассказали местные гиды.
Очевидно, такие, как у баранов, выяснения отношений происходят в сезон спаривания, который зависит от лунного цикла. В остальном поведение шишколобов в этот период не отличается от других попугаев: две рыбы, самец и самка, отделяются от стаи, быстро плывут к поверхности, где одновременно мечут молоки и икру. Живут шишколобые рыбы-попугаи до 40 лет, при этом они растут очень медленно, и процесс воспроизводства у них тоже замедлен. Естественными врагами шишколобых попугаев являются акулы, молодь попадает в пасти груперов и других хищных рыб.
Распространены они в Индийском и Тихом океанах, живут повсюду, где есть коралловые рифы. Кроме Красного моря, они встречаются на Мальдивах и Большом Барьерном рифе, в Андаманском море и у берегов Индонезии, но повсюду немногочисленны, из-за чрезмерного вылова и разрушения коралловых рифов. Самый страшный их враг - человек.
На них часто охотятся с гарпуном, а из-за того, что они не уходят глубоко и спят все вместе в строго определенных местах, они становятся легкой добычей рыбаков. Пока шишколобы не стоят на грани вымирания, но во многих странах их берут под охрану. Так, например, в государстве Палау ограничен минимальный размер рыб, которых разрешено ловить.
Шишколобые попугаи — робкие создания, они самые осторожные среди рыб-попугаев, но это их, увы, не спасает. При встрече с дайверами они чаще всего быстро уплывают. Только там, где они не встречались с рыбаками, они разрешают достаточно долго наблюдать за собой. Правда, описан случай, когда один особо харабрый шишколоб подплыл к зодиаку и брал подкормку чуть ли не из рук, но это исключение. Так что увидеть вблизи и поплавать рядом с шишколобыми попугаями — большая удача.
И последнее. Иногда из-за нароста на голове, больших размеров и некоторого внешнего сходства шишколобых попугаев путают с губаном наполеоном. Аквариумисты называют «попугаями» или «попугайчиками» небольших ярко окрашенных пресноводных рыбок из семейства цихлидовых, которые к морским рыбам-попугаям никакого отношения не имеют.
Текст и фотографии "Рыбы попугаи.." были впервые напечатаны в дайвинг-журнале Предельна Глубина в 2010 году