В настоящее время подводная фотоохота в режиме апноэ находит всё большее число приверженцев. Во-первых, многие подвохи начинают интересоваться этим новым для себя видом творчества или прикладной деятельности (смотря, как себя сам позиционирует человек, взявший в руки фотокамеру), и удачно сочетают настоящую охоту за рыбой с фотографированием и видеосъёмкой под водой. Во-вторых, опытные и состоявшиеся «чистые» фотографы, доселе снимавшие обитателей глубин только с привычной скубой на плечах, обнаружили вдруг немалые плюсы в любимом занятии, но теперь уже - на задержке дыхания.
Зачастую, отныне они откладывают в сторону столь милые и дорогие им предметы снаряжения, как то: баллоны, регуляторы, ВСD, и уходят под воду в комплектах №1 (ласты, маска, трубка), дополненными гидрокостюмами и грузовыми поясами. Причин тому может быть много, главные из которых – резко возрастающая мобильность, полная автономность (не нужна привязка к громоздким и тяжелым источникам сжатого воздуха – компрессорам), особая свобода при передвижениях и маневрах под водой. Кроме того, подводные жители гораздо менее пугливы в случае бесшумного приближения к ним фотоохотника, не пускающего предательские пузыри воздуха, и не издающего сипящие и булькающие звуки (следствие работы регулятора). А иногда других вариантов просто не остается. Например, наблюдение за крупными морскими млекопитающими (дельфины и дюгони на Красном море, или касатки в норвежских фиордах), а также некоторыми рыбами (китовые акулы в Таиланде, на Мальдивах и Филиппинах, рыба-луна близ Азорского архипелага) тоже протекают почти всегда в режиме апноэ. Что уж тут говорить о фотоохоте в российских речках и озерах, где почти всегда удобнее и «добычливее» фотоохотится на задержке дыхания.
Не будет, наверное, открытием для читателей тот момент, что такая фотоохота должна быть по своему характеру и особенностям сродни настоящей подводной охоте на рыб. Разница лишь в том «инструменте», что держат руки охотника – подводный арбалет (пневмат, острога, слинг, выбирается по вкусу и в зависимости от ситуации…) либо герметичный фотоаппарат (фотобокс, амфибийная камера, видеокамера в боксе, выбирается из тех же соображений…), и в результатах такой охоты – сковородка с жареной рыбой и котелок с ухой в одном случае, бесценные фото- и видеокадры в другом. А вот техника ныряния, тактика поведения под водой и на поверхности, специфическая экипировка весьма и весьма схожи.
Последние несколько сезонов мне пришлось довольно много поработать под водой с фотоаппаратом без акваланга. Сначала я использовал для этих целей свое обычное дайверское снаряжение, но столкнулся с рядом отрицательных моментов, ограничивающих мои возможности в таковых условиях. Наблюдая за охотниками за рыбами, с которыми регулярно сталкивался на подмосковных озерах и речках, я обнаружил у них много особенностей и тонкостей в элементах снаряжения, кои и не преминул использовать для своих задач.
Перво-наперво, я перешёл на «охотничий» костюм, в котором гораздо теплее, и легче нырять на задержке дыхания. Это правильное решение полностью оправдало себя, несмотря на первоначальные трудности одевания-снятия открытопорой «кожи», и, субъективно, чуть ли не на порядок увеличило мои возможности. Но главная проблема, которую пришлось решать (и это заняло довольно много времени), это вопрос грамотной огрузки. Обычный грузовой пояс мало приемлем при длительных заплывах. Часами таскать на пояснице несколько килограммов (обычно 6-12, в зависимости от толщины костюма и комплекции ныряльщика) свинца весьма обременительно и не способствует здоровью. Охотники уже давно нашли способ разгрузить поясницу. Они используют наспинную «плиту» («сковороду» на жаргоне) на ременной портупее (обвязке) весом 4-8 кг, а оставшуюся часть груза вешают на дополнительный пояс, который легко сбросить в аварийной ситуации.
Другой вариант – купить вместо обвязки с «плитой» неопреновую грузовую жилетку со специальными карманами для грузов. Их сейчас делают многие производители охотничьего снаряжения, например Omer, Spetton, Picasso, Seac Sub. Но особенно удачна, на мой взгляд, отечественная разработка от «Неопро». Я сначала остановился именно на этом варианте, и до поры-до времени был вполне им доволен: проблему нагрузки на поясницу удалось снять.
Но вот ведь беда - подводная фотоохота требует идеальной плавучести! Дайверы-фотографы легко и привычно решают проблему с помощью поддува-стравливания своих BCD. Апноисты же до недавнего времени полагались исключительно на точный подбор грузов. Этот процесс практического подбора необходимого их количества весьма важен и для обычных подвохов и для продвинутых фридайверов. Обычно они набирают такой вес грузов, чтобы на предполагаемой рабочей глубине иметь, в идеале, нулевую плавучесть. На поверхности же, как правило, у них плавучесть положительная, и при нырке в первоначальный момент времени ныряльщики с некоторым усилием «заталкивают» себя под воду.
А вот для фотоохоты, особенно относительно мелководной, что наиболее типично для наших рек и озёр, вопрос правильной огрузки ещё более актуален. Здесь всё решают буквально граммы! В условиях чрезвычайно сильной заиленности наших пресных водоёмов фотоохотник не имеет обычно шансов на повторное погружение в одном и том же месте с целью сделать дополнительный кадр или выбрать иной ракурс. Если он желает добиться хорошего результата, ему не позволителен ни акцентированный взмах ластом, ни гребок рукой, ни вообще сколь-нибудь резкое движение. Даже поднятая лёгкая муть, на которую обычные подвохи почти не обращают внимания, способна испортить хороший снимок и сорвать уникальный момент. Ситуацию усугубляют и те же «охотничьи» костюмы, в которых так тепло и комфортно дышится. Сделанные из особо мягкого и достаточно толстого неопрена, они более дайверских костюмов подвержены обжиму с глубиной, и сильнее меняют свою плавучесть.
То есть встаёт вопрос: как же нырять, и как снимать во вполне определённых, отечественных условиях? А типичные условия для нашей средней полосы таковы: глубины – от 0 до 5-6 метров, сильная заиленность дна, закоряженность и густая подводная растительность, обычно сверх меры покрытые всяческим биологическим мусором-органикой. И при этом в наличии имеются достаточно обширные водные пространства, которые предстоит преодолевать вплавь.
Общие рассуждения таковы. В подобных условиях погружаться желательно очень и очень плавно и медленно, имея небольшую отрицательную плавучесть (которая неминуемо увеличивается с глубиной), чтобы не вспугнуть объект съёмки, не потревожить осадки на дне и не смахнуть с окружающих водорослей взвесь. Съёмку стремится вести, как правило, с нижних ракурсов, снизу-вверх, либо в одном горизонте с фотографом. Подкрадываться к обитателям глубин следует чутко и осторожно, как в замедленной съёмке, причём сделать это нужно на ещё более близкую дистанцию, чем охотнику для верного выстрела! Всплывать предстоит столь же медленно и плавно, иногда допустимо лишь чуть оттолкнуться одной рукой от дна или коряги, или чуть подработать ластами. Ещё раз повторюсь: главное правило – делать всё медленно и плавно, его надо запомнить. А вот после всплытия, наверху, желательно отдохнуть и отдышаться, расслаблено распластавшись на поверхности воды. Тут нужна уже положительная плавучесть, чтобы не пугать подводных жителей, «баламутя» воду вокруг себя работой ног. Еще более она необходима, если предстоит пересечь с полной «выкладкой» на ластах большой участок водной глади - периодически придётся «переводить дух», лёжа на воде. Стоит отметить и непредсказуемость нахождения объекта съемки по глубине: в любой момент времени сюжет может находится непосредственно под кромкой воды, а через полминуты вдруг обнаружен на 4-х метровой изобате.
То есть существует некое и вполне отчётливое противоречие между желаемой плавучестью на поверхности и на разных глубинах. Это противоречие знакомо и подвохам, но в нашем случае, у фотографов, оно гипертрофировано крайним разнообразием творческих замыслов, ситуаций по глубине и дистанций, и усугублено патологическим страхом поднять любую муть и вспугнуть объект.
Решить проблему дополнительными грузами, которые можно брать с собой в заплыв, укрепив их на плотике или буйке, в принципе возможно, но крайне неудобно и не оперативно: необходимо постоянно отвлекаться от фотоохоты, упускать из вида подводную ситуацию, навешивая и снимая грузики с себя или плотика (буйка).
До недавних пор я был далёк от её решения. Приходилось на малые глубины (до 2-3м) погружаться на выдохе, что резко сокращало время пребывания под водой, и было просто небезопасно! Зачастую, остатка воздуха в лёгких едва хватало, чтобы продуть дыхательную трубку (поэтому я обычно выпускал её изо рта при погружении, но тогда при всплытии приходилось задирать голову вверх, чтобы сделать желанный вдох, и, соответственно, выпускать из поля зрения объект съёмки).
Помощь пришла опять от подвохов! Уральских. Небезызвестный в регионе Рафаил Максумов для нужд своих товарищей, испытывавших подобные проблемы (правда, в том числе и несколько иные, специализированные именно для целей охоты, например – компенсация возросшего веса кукана), еще несколько лет назад придумал и изготовил некий симбиоз грузового жилета и компенсатора плавучести. RafSong, его детище, быстро завоевал популярность в среде уральских подвохов. Небольшая публикация об изобретении уже тогда прошла на страницах МПО, и я, озадаченный вышеназванными трудностями, обратил на неё внимание (как раз к тому времени я умудрился собрать полную подшивку журнала, чему и радуюсь до сих пор). Но подумалось: Урал далеко, а производство явно не серийное…
Однажды, на одной из выставок «Золотой Дельфин», мне довелось лично познакомиться и пообщаться с очень скромным и добрым человеком, Рафаилом, и воочию увидеть творение его головы и рук. Более того, по чисто символической цене он уступил мне опытный образец «своей песни» (RafSong), можно сказать, «со своего плеча» (благо, по массогабаритным характеристикам мы схожи). За что ему огромное спасибо! Весь прошедший летне-осенний сезон я активно использовал «компенсатор для апноистов» для задач подводной фотоохоты, и нашёл, что он снял практически все мои проблемы.
RafSong мне полностью заменил грузовой жилет (во внутренние карманы без труда помещаются необходимое количество грузов), но что гораздо более важно - позволил легко, быстро, очень точно и тонко добиваться необходимой плавучести. Более того, я несколько переделал творение Рафаила, слегка модернизировав и подогнав его под свои нужды.
Примитивный инфлятор из прозрачной трубки-кембрика на левой плечевой лямке, напоминающий о медицинском прошлом исходного материала, заменил на более практичный (и самое главное, эстетичный) гофрированный инфлятор от старого компенсатора-нагрудника La Spirotehnika. На свободном правом плечевом ремне удалось прикрепить нож, теперь он всегда под рукой (любой - хоть правой, хоть левой). А в правый боковой карман, открывающий доступ к грузам, отлично поместился маленький аварийный стальной баллончик, к которому через самодельный адаптер я приладил легкий и простой отечественный регулятор «У-2». Это компенсация за тот риск, который я испытывал, ныряя доселе на выдохе.
Теперь я получаю огромное удовольствие от плавания и нырков. Лёгкий выдох в жилет, и я отдыхаю на поверхности воды в полной расслабленности. Чуткое касание кнопки на инфляторе, стравливание доли воздуха, и я медленно и без всяких усилий опускаюсь на дно рядом с объектом съёмки, не подняв и облачка мути. В ближайших планах – достать еще один баллончик, чуть большей емкости, не больше чем на пол-литра, дабы разместить его в свободном левом кармане и присоединить его к инфлятору, чтобы отныне и отрываться ото дна в случае надобности столь же медленно и плавно, не взмучивая воду. Пусть будет два баллончика – один для поддува, один – аварийный.
Как резюме: советую не только подвохам, но и фотографам обратить самое пристальное внимание на техническое решение, предложенное уральцами. Остается только пожелать фотоохотникам соблюдения правил безопасности и удачных фото-видео кадров! А Рафаилу – доброго здравия и новых изобретений!