1 день до поездки
Собирались, как всегда, в самый последний момент. В Москве не купили дексону, большинство аптек были закрыты (1 мая) Для счастливцев, к которым до недавнего времени относилась и я, не знающих проблем с ушами во время дайвинга, поясняю, дексона – это капли в уши, которые здорово помогают от ушных инфекций
Была полная уверенность, что сделать это легко в любой аптеке Манилы. Египет со своими аптеками на каждом углу расслабил.
2-й день поездки
Вылазка в Манилу, где мы заночевали, чтобы утром лететь на остров Негрос, ничего не дала – аптек нам по дороге не попалось ни одной. Но и это нас не насторожило. Купим на Негросе, решили мы, летим же не на луну.
8-й день поездки
На 6 день нырялки у меня заболели уши. В этот день мы покидали гостеприимный остров Негрос и переезжали на остров Панглао, курорт Алона-бич. Сначала уши болели совсем чуть-чуть – было просто неприятное ощущение в ушной раковине, даже не внутри, а снаружи. Я в этот день во время перехода между островами даже нырнула 2 раза, не испытывая никакого дискомфорта. Третий раз нырять уже не стала, потому что боль стала нарастать. И самым неприятным оказалось - угадайте что? – отсутствие аптек на Панглао. Ближайшая – в городе Тагбиларане, в получасе езды на такси. В дайве-центре нам посоветовали пойти в магазинчик, где любезные продавцы в курсе дайверских проблем и сразу предложили ушные капли, которые были немедленно закапаны.
И с тех пор капались с регулярностью примерно раз в 2 часа. Но боль не проходила, и вечером было принято мужественное решение звонить в DAN и слезно просить о помощи, потому что уже даже трубку держать возле уха было больно.
А дальше начинается самое интересное. Любезная итальянская барышня-оператор выслушала мои стенания, записала все данные, долго, по буквам, записывала город, в котором я нахожусь, и обещала перезвонить. Через 20 минут действительно перезвонила. Было рекомендовано обратится в клинику в Тагбиларане, контакты обещала выслать смской. При этом было заявлено, что мне придется оплатить самостоятельно визит и лекарства, а они потом мне с с радостью компенсируют все затраты. Также было сказано, что с клиникой барышня связалась, там сейчас работает только отделение скорой помощи, и если мне будет совсем уж плохо, можно будет ехать туда прямо ночью и они меня примут. Если смогу дожить до утра – надо в 8.30 позвонить в клинику и записаться на прием к ЛОРу, чтобы не сидеть потом долго в очереди.
9-й день поездки
Адрес и телефон были высланы, ночь прошла на каплях и анальгетиках. Утром, взяв такси, мы бодро выдвинулись в Тагбиларан. Приехали туда около 10 утра. Да, забыла сказать, что ни в 8.30 и в 9.00 я в клинику так и не дозвонилась, телефон был неверный, поэтому решили ехать так, без звонка. В приемной ЛОР отделения нам встретилась толпа филиппинских пациентов и улыбающийся мед.брат, который любезно заявил мне, что запись на сегодня окончена (кстати, рядом с ним стояла табличка, что у них прием идет по фактическому приходу пациента, никаких предварительных записей, о чем там с ними договаривалась врач-координатор?), после обеда у врача операция, приходите завтра, к 8. На мой жалобный стон мне было предложено пойти в ближайшую аптеку и купить анальгетиков, чтобы дожить до утра. После непродолжительной, но крайне эмоциональной беседы с ним, выяснилось, что на Бохоле всего 3 ЛОР врача – 1 из них сейчас в отпуске, другой - еще непонятно где, а третий отдувается за всех и принимает сейчас всю эту болеющую ораву, ждущую в приемной.
Таксист оказался сострадательным парнем и отвез нас еще в 2 клинике, в которых мы снова потерпели фиаско – одна оказалась закрыта вообще, во второй ЛОРа не оказалось. Поход по аптекам тоже не принес результата. Неприятным открытием оказалось, что в филиппинских аптеках не продают антибиотики (а дексона – это капли, лечащим компонентом которых является неомицин – антибиотик широкого спектра действия - в данном случае применяется для лечения ушных и глазных инфекций) без рецепта врача. На мой возмущенный возглас, что к врачу на этом острове попасть невозможно – они только улыбались и предлагали купить анальгетики, чтобы снять боль. В одной аптеке нам все-таки продали капли, но те же самые, которые были куплены в лавочке на Панглао, только дороже. Видимо, они были без антибиотиков, потому и не помогали, потому что уши болели невыносимо, любое касание к уху вызывало крик.
Ближе к вечеру был звонок из DANа, и молодой человек вежливо поинтересовался, как прошел мой визит к врачу. После (и во время) моего рассказа он жалостливо охал и вздыхал, вставляя ремарки, что такое отношение к пациентам недопустимо, и он не понимает, как можно так поступать с больными. Финалом нашего разговора было предложение не ездить больше никогда на Филиппины, потому что это дикая и нецивилизованная страна. Никакого предложения реальной помощи своему застрахованному не последовало.
10-й день
В 7 утра я выехала в Тагбиларан. В клинике была в 7.50 (больница начинает работать с 8.00). Номер моей очереди был 12. Мне предложили прийти часам к 12, поскольку прием начинается с 10, т.е. моя двенадцатая очередь подойдет где-то к полудню. Идти мне было решительно некуда, и я провела долгие 3,5 часа в душной приемной с книжкой.
Прием у врача был очень кратким: осмотр – вердикт - ушная инфекция – отит внешнего уха. Капли капать не имеет смысла, они проходят глубже, а воспаление у меня снаружи. Надо пить антибиотики и противовоспалительные препараты. От дайвинга отказаться на неделю. Был выписан рецепт, и я направилась в аптеку, где и купила все выписанные препараты. Врач ничего, кроме рецепта не дал, а я измученная болью и почти четырехчасовым ожиданием в очереди, не попросила никаких бумажек.
Итого: визит к врачу стоил 500 песо (примерно 12 долларов), лекарства 1300 песо (32 доллара), такси в Тагбиларан – 2100 песо (50 долларов). В общем, боль в ушах обошлась мне очень дорого, во всех смыслах. Это еще не считая, 2 пропущенных дней нырялки, которые были оплачены заранее. А самое обидное то, что DAN не компенсировал мне ни копейки. Нет заключения от врача – нет компенсации. А заключения от врача не было, потому что у них не было договора с этой клиникой, не было врача-координатора, который помог бы мне сориентироваться на местности, врач не был в курсе дела, что ему нужно выписать мне какое-то заключение. Мне, кстати, врач-координатор из DANа не сказала ни слова, что я должна попросить у них какое-то заключение. Велели только собирать чеки за оплату.
11-й день
Снова звонили из DANа, снова интересовались моим состоянием, обещали перезвонить через неделю, поскольку лечение было рассчитано на 7 дней. Уши потихоньку прошли, и свои 3 оставшихся дня я все-таки доныряла. Капать при этом не прекращала и пить прописанные лекарства тоже.
14-й день
3 перелета на сутки доконали мои уши окончательно. Слабо помню, как бегала по аэропорту Абу-даби в час ночи в поисках аптеки, чтобы купить хоть какие-то анальгетики. Как долетела домой – помню плохо, потому что было больно.
1-й день после поездки
На работе с трудом досидела до конца рабочего дня, говорить по телефону было невозможно, не могла поднести трубку к уху. На следующий день пошла к ЛОРу, который выписал мне еще противовоспалительные таблетки, и боль, наконец, отпустила. Вердикт филиппинского врача оказался верным – отит внешнего уха, среднее ухо, к счастью, не пострадало от инфекции совершенно.
5-й день после поездки
Получила письмо от DANа с просьбой выслать все документы (рецепты, чеки, а главное – заключение врача с диагнозом) для компенсации. Ответила им, что все есть, кроме заключения. Через 3 дня получила ответ, что DAN, к сожалению, компенсировать мне ничего не может, циничное пожелание скорейшего выздоровления и надежды на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Здесь были изложены только факты, как к ним относится – каждый решает сам. Я думаю, просто надо быть готовым к тому, что DAN не всемогущ, и отправляясь в поездку на край света – стоит разузнать заранее, есть ли там клиники, в которых знают хоть что-нибудь о DANе, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно потраченные деньги и время. Мы теперь точно знаем, что Филиппины - это не территория, где работает дайвинг страховка DAN - No DAN Land!