Дайвинг можно смело и с полной ответственностью назвать одним из самых прекрасных и интересных хобби, которые вообще существуют. Тут, как нигде можно увидеть и буквально ощутить в прямом смысле слова, неземную красоту и величие подводного мира. Ведь кто может забыть красоты Красного Моря? А манящую таинственность затонувших кораблей? А первую встречу с Акулой? Или как можно забыть весёлых дельфинов? И даже самое обыкновенное озеро, под водой становится загадочным сумеречным царством, где просто обязаны храниться всякие удивительные тайны.
Но, хотя мы и «вышли» в своё время из воды, теперь мы не более чем кратковременные гости в этом чудесном мире. И этот мир, как и любой другой, живёт по своим законам, которые сильно отличаются от привычных нам и которые мы просто обязаны знать и соблюдать.
И если не следовать определённым правилам поведения в «гостях», мы рискуем заработать неприятности, в которых будем виноваты только мы сами.
К глубокому сожалению, в своём большинстве люди, после первых погружений и невольного уважения и даже лёгкой боязни к чужой среде, скоро становятся беспечными и забывают, что они находятся в мире, который может и не простить такого отношения.
По статистике DAN (Divers Alert Network), лишь крайне маленькое число происшествий под водой, связанно с чисто технической стороной или с непредвиденными обстоятельствами и как бы не было в прямой зависимости от действий или подготовки дайвера. Сюда входят внезапные отказы оборудования (взятого в прокат или личного), быстро изменившиеся погодные условия, агрессивная флора и фауна или всё то, что спрогнозировать до погружения было бы практически невозможно.
Зато большая часть всех происшествий, это «заслуга» самого дайвера. И последствия беспечности, разгильдяйства, невнимательности и не правильного поведения под водой, могут быть самыми плачевными.
Хотя избежать подобных проблем было бы очень легко, ведь всё что нам нужно, это правильно подготовиться к этой новой экскурсии в этот удивительный мир. Ведь, большую часть любых проблем, мы можем устранить ещё до их появления, следуя простым и логичным правилам, о которых я попытаюсь рассказать.
«Почему я не проверил лампу перед погружением, сейчас бы не остался без света...»,
«на какую глубину мы погружаемся!?»,
«сколько ещё время до конца погружения!?»,
«ого, какое течение, нас же может унести в открытое море!!!»,
«хватит ли газа для деки...!?»...
Подобные или схожие мысли, рано или поздно могут возникнуть у дайверов под водой, при недостаточном планировании погружения. И хорошо если дайвер сможет сам или с помощью бадди, быстро устранить эти проблемы под водой и/или покинуть воду. Это возможно послужит хорошим уроком на будущее.
Но зачем вообще допускать подобные ошибки?
Не секрет, что большую часть таких происшествий под водой, можно было бы избежать, верно планируя погружение, проверяя газы и их давление, работу снаряжения, планируя и распределяя обязанности между членами погружения, точно следуя намеченной цели под водой, зная окружающую среду и т.д.
Но, к сожалению, часто дайверы погружаются без какого либо внятного плана или этот план недостаточно детальный, откуда и могут возникать какие либо проблемы.
Поставленные цели и оговорённые действия по ходу погружения позволяют его участникам чётко понимать действия своих партнёров под водой, а также выявить в ходе проверки возможные неисправности. Все партнёры при этом настраиваются на погружение как единая команда.
Попробуем немного детальней разобраться в планировании, а точнее в брифинге перед погружением.
Данную схему брифинга, дайверы ISE используют перед любым погружением, не важно, это простое-реакреационное, техническое или врек/кейв эксплорация. Т.е. схема универсальна и нет нужды переучиваться по мере повышения своего опыта и пределов.
К слову, подобные схемы, есть и в некоторых других обучающих организациях.
Но я попробую остановиться именно на схеме от ISE.
На мой взгляд она полностью завершена, логически продумана по пунктам и не оставляет места каким либо пробелам в брифинге перед погружением.
Она очень просто запоминается, т. к. является аббревиатурой и называется просто ISE RULE (рус. ISE ПРАВИЛО), т. е. Каждая буква имеет свой логический смысл. Эта схема позволит Вам быстро, точно обговорить все важные пункты брифинга перед погружением.
Итак коротко раскроем значение отдельных букв
I- Intention (Намерение, цель погружения)
S- Support and Team (Поддержка и команда)
Е- Environment (Окружение)
R- Runtime and Depht (Время и глубина погружения)
U- Used gases (Используемые газы)
L- Levels of Decompression (Декомпрессионные остановки)
E- Equipment check (Проверка снаряжения)
Всю аббревиатуру можно записать на слейт/ветноутс, что бы не забыть какой либо из пунктов. Ветноутс (записная книжка с пластиковыми страницами) здесь будет предпочтительней, т.к. располагает большим количеством места и листов. Обычно схему записывают на первой страничке и её заправляют в прозрачное отделение обложку, что бы она всегда находилась под рукой.
Сам брифинг можно проводить как в воде (если позволяют внешние условия, как температура, течение, погода и т.д.), так и до входа в воду (на берегу, на боте и т.д.).
Обычно более опытный дайвер, проводит подобный брифинг, но остальные не являются пассивными слушателями и обговаривают все моменты, которые по их мнению не достаточны ясны. Т.е. Уже тут важна полная взаимосвязь всех участников погружения и навыки командной работы. Этот же, более опытный дайвер, может назначать и отводить определённые роли, всем участникам погружения, если они согласны с этим.
Обязательным атрибутом обсуждения каждого из пунктов брифинга, это окончание вопросом, всем ли вся понятно и у кого есть какие вопросы или пожелания.
И так к брифингу: ISE RULE
-
I-Intention (Намерение, цель погружения)
Просто прыгнуть в воду, без определённой цели или намерения под водой, будет крайне необдуманно, как по отношению к себе, так и по отношению к партнёрам.
Коротким - «поплаваем на 10 (20-40м) и посмотрим рыбок», тут не обойтись.
Цель должна быть ясной и точной, тут не бывает много информации. Чем больше деталей, тем спокойней будет проходить погружение, тем эффективней будет работа под водой и слаженней взаимодействие партнёров и группы в целом. Тут будет присутствовать эффект предсказуемости, что серьёзно повышает уровень комфорта под водой.
Пример неудачного брифинга:
«Мы погрузимся на врек, он тут вроде пару сотен метров от берега был... Глянем чего и как, может залезем во внутрь, ну или нет, на месте видно будет в общем, посмотрим, что по газам и всплывём на деку» -
..будет не самым оптимальным описанием цели погружения.
Более верное было бы:
«Всем ещё раз — доброго дня! Цель сегодня у нас: Погрузиться, осмотреть и сделать снимки неизвестного врека (затонувшего судна), которое лежит на глубине от 35-55м, на левом боку, носом на ххх градусов на расстоянии примерно 180м от берега. Погружаться будем вдоль стенки до 15м (примерно пятая минута погружения), затем уходим в «синьку» (открытая вода, без визуальных ориентиров) и держимся на хх градусов, пока не увидим сам врек (вероятно ещё около 10-15 мин). Над судном, после обмена сигналами, уходим вниз и начинаем осмотр от кормы и в сторону носа. Двигаемся относительно медленно, держимся вместе не расплываясь по объекту. Корабль частично разрушен, внимательно смотрим за надстройками, ржавыми частями и т.д. Пенетрация объекта производится не будет (или будет, но тогда отдельно обсуждается проникновение). После визуального осмотра и достижении конца донного времени и/или лимита по газу, начинаем подъём с одновременным движением к берегу на хх градусов. Не забываем, что ориентировка по компасу над вреком может бытъ не точной, из-за обилия металла.
После всплытия в лагуне, не выходим сразу на берег, а снимаем и отдаём нашему водителю снаряжение и остаёмся примерно 10 мин в воде для передышки, благо температура воды это позволяет.
У кого есть вопросы по цели нашего погружения?»
-
S- Support and Team (Поддержка и команда)
При планируемых погружениях у вас будет команда поддержки, как на суше, так возможно и в воде. Команда поддержки необязательно должна состоять из большого количества людей, специально набранных для этого погружения.
К ним скорее можно отнести всех людей, которые знают о вашем погружении и могут быть полезны в чём либо. Как например водитель машины, который вас будет поможет загрузить снаряжение и/или забирать после погружения или капитан дейли-бота, который должен знать ваш план погружения, что подготовиться к принятию дайверов или врачи в бароцентре, если существует риск ДКБ при серьёзном, глубоком погружении.
Возможно это дайверы, которые должны будут вас встретить под водой, узнать, всё ли в порядке и не нужна ли помощь, а так же принести или забрать баллоны с газом, снаряжение, воду и/или что нибудь перекусить под водой (при особо долгих погружениях, это становится необходимостью) и т.д..
Конечно в таком случае вы должны уточнить с дайверами поддержки, где (глубина, место), когда (время после начала погружения) вы встретитесь с ними.
Для команды же на поверхности важен способ коммуникации с участниками совершающими погружение, как пример, «связующим звеном» может выступать буй и/или маркер определённого цвета (часто оранжевый — означает «всё ок» или жёлтый — «у нас проблемы»).
Если необходимо, к бую можно прицепить ветноутс или листок из него с дополнительной информацией для саппорт-дайверов.
В этом же пункте чётко оговариваются взаимодействие, задачи и распределяются роли внутри группы, которая совершает погружение, причём не только для подводной части, но и для поверхности.
Например часто, под водой люди меняют своё положение по отношению к другому/другим дайверам, возможно даже они по привычке плывут ниже, выше или сзади основной группы или партнёра. Так же многие дайверы не будут брать на себя самостоятельно какие либо
обязанности или роли под водой, если их не распределить заранее.
Это может вносить определённый дискомфорт, хаотичность и дисбаланс в группу.
Пример этого пункта был бы:
«У нас есть водитель, который нам поможет отнести дополнительные баллоны к воде и позже заберёт снаряжение из воды у берега. Он получил наш план погружения и знает через сколько времени, мы всплывём. У него есть для страховки баллон с кислородом, который лежит в кузове машины, а так же он знает куда звонить в случае каких либо проблем.
Саппорт-дайверов у нас к сожалению при этом погружении не будет.
Расположение дайверов по отношению друг к другу, будет во время всего погружения одинаковым, дайвер «А» с права, дайвер «Б» по левую руку от меня. Это касается, как погружения, так и всплытия. Дайвер «А» будет заниматься основной навигацией и держать направление, дайвер «Б» будет держать глубину и будет ответственным за декомпрессионные остановки и смену газа (естественно все участники постоянно контролируют друг друга, во избежание ошибок), я занимаюсь фотографированием объекта. Есть ли у кого дополнения или вопросы по «поддержке и команде» ? »
-
Е-Environment (Окружение)
Важный пункт, где оговаривается все детали, касающиеся внешней среды, в которой будет проходить подготовка и/или само погружение.
Иногда даже просто подход к воде требует определённой подготовки, не говоря уже о условиях погружения под водой. Не оговорив подробно все моменты, касающиеся окружения на поверхности, на воде и под водой, мы рискуем:
Упасть, спускаясь по крутому склону к воде или выбираясь на берег, быть унесённым отливом или наоборот, быть выкинутыми приливом на рифы, под водой могут быть сильные течения, которые могут быть как и типичными для этого региона (с одного направления в другое), так и восходящими (когда вода поднимается из глубины) или нисходящими (когда вода уходит в глубину). Если место погружения проходит в море/океане с сильными приливными/отливными течениями, то точно планируется время погружения (окно), в период затишья.
Видимость и освещённость которая может меняться с глубиной временем года или суток, погодой и течениями, а также термоклины (резкая смена температуры воды), которых может быть несколько, разная солёность воды (галоклин), тоже обязательно должны оговариваться перед погружением, что бы не было возможности возникновения мало приятных «сюрпризов» уже под водой.
Так же не маловажный аспект, это флора и фауна (которая может меняться от времени суток), которая может заслуживать отдельного внимания (ядовитые или другие опасные животные как пример).
Возможное обсуждение этого пункта могло бы быть таким:
«Мы будем спускаться с довольно крутого склона к входу в воду, придерживайтесь правого края тропинки, он хорошо укреплён и там есть за что держаться. Внимательно входим в воду, т.к. там могут быть морские ежи, поскольку время погружения довольно позднее, а так же осторожно идите первые 20м, так как на дне много скользких камней. Из за сильного северного ветра, возможно относительно сильное течение в том же направлении. Но течение нам возможно потом сыграет на руку, так место выхода примерно в 500м к югу, в закрытой лагуне. Мы погружаемся с отливом, но поскольку он тут не сильно выраженный, нам не нужно делать на него какие либо поправки. Видимость опять же из-за течения и времени года (планктон, цветение воды), может быть не больше 7-10м, потому держимся все, близко друг к другу. На глубине в 20м будет термоклин и температура упадёт примерно до 18 градусов. Всем ли всё понятно или есть дополнения по «окружению»? »
4. R-Runtime and Depht (Время и глубина погружения) Погружаясь под воду, мы всегда заранее должны знать, на какую максимальную глубину мы хотим погрузиться, какой будет возможная средняя глубина погружения (важно например для пещерных или врек погружений) и каким будет донное время.
Поскольку погружения должны быть всегда полностью спланированными, то глубина и время, это величины постоянные и неизменные для каждого погружения.
Т.е. Никто не может просто уйти глубже планируемой глубины или остаться на глубине дольше.
Только в аварийных ситуациях допустимы изменения по глубине и/или по времени. Но для этого всегда составляется отдельный аварийный план, который обычно рассчитывается из условий каждого отдельного погружения.
Обычно такой план рассчитывают из увеличения донного времени на энное количество времени (5, 10 или больше минут). Поскольку аварийное увеличение плана по времени даёт большую степень консервативности по декомпрессии, то увеличением глубины пренебрегают. Т.е. Если дайвер превысил (по каким либо причинам) донное время на хотя бы 1 минуту или «провалился» хотя бы на 1 метр, в силу уже вступает автоматом аварийный план, рассчитанный по увеличению донного времени.
Но это оговаривается обычно в пункте о самой декомпрессии.
Пример этой части брифинга:
«Наше запланированное время — это 30 минут на максимальной глубине в 48 метров. Глубина на которой мы будем работать, 40-45м. На 29 минуте донного времени, мы начинаем всплытие и возвращение назад к берегу. Как уже говорилось в начале брифинга, мы погрузимся вдоль стенки до 15метров и 10-15 минут будем плыть по направлению к вреку. Это время, не входит в донное время и значит, что у нас есть 29 минут чистого времени, после прихода на заданную точку и глубину.
Внимательно следите пожалуйста за глубиной и временем погружения, провал хотя бы на 1м или задержка хотя бы 1 минуту означает для всех прохождение декомпрессии по аварийному плану!
Все ли согласны с этой частью брифинга? »
5. U-Used gases (Используемые газы)
К сожалению, природа, в ходе эволюции решила, что жабры нам ни к чему и довольно давно их нас лешила. Хотя к слову, бытует мнение, что в ходе развития эмбриона человека у него и есть зачатки жабер и даже называются они «жаберные дуги“, но к настоящим жабрам они никакого отношения не имеют и из них развиваются челюсти, слуховой аппарат, шея и т.д.
Возвращаясь к нашему брифингу, мы и сами прекрасно понимаем, что без правильно подобранных газовых смесей, без нужного количества газа, без правильных декомпрессионных смесей, безопасное погружение будет практически невозможно провести.
Газ которым мы дышим, это по сути эликсир жизни под водой. Ведь без него, мы не можем провести и пары минут.
Так, ещё раз перепроверяется и сравнивается между всеми участниками погружения, давление во всех баллонах, фракции компонентов газовых смесей и оговаривается возвратное давление (правило третей, четвертей, минимум газ и т.п.). Важно не забывать учитывать возможно разный объём баллонов и возможно разное давление в них.
Небольшой пример этой части брифинга:
«Ребята, пожалуйста проконтролируйте ещё раз давление в спарках и стейджах. У всех в спарке тримикс 21/35 и в стейдже найтрокс 50? Не забываем, что разворотное давление у нас минимально «ххх» бар! Поскольку у дайвера «А» спарка другого объёма и давление тоже отличается, его разворотное давление будет другим, а точнее «xxx» бар! Вопросы по «используемым газам»? »
6. L-Levels of Decompression (Декомпрессионные остановки)
Уже из начальных курсов, мы знаем, что бездекомпрессионных погружений не бывает. Разница между «бездекомпрессионными» погружениями и погружениями с обязательной декомпрессией лишь в том, что в первом случае накопленный за время погружения инертный газ успевает покинуть организм и снизить концентрацию газа до суб-критичной отметки, во время медленного всплытия и «остановки безопасности».
Во втором же случае, остановки делать обязательно т.к. времени при всплытии просто не хватает, что бы избавиться от газа накопленного за погружение в тканях.
Описание декомпрессионных процедур и планирование декомпрессионных погружений выходит за рамки этой статьи и заострять внимание на этом мы не будем, этому учат на соответствующих курсах.
Мы исходим из того, что погружение должно быть всегда полностью спланированной акцией, которая включает в себя естественно и планировку и обсуждение декомпрессионного времени, глубин остановок и места остановок, до начала самого погружения (а не во время его проведения).
Даже если погружение не предусматривает настоящих декомпрессионных остановок, мы не пропускаем этот пункт, а обговариваем время всплытия и «минимальную декомпрессию» (или глубину и время «остановки безопасности»).
И конечно же аварийный план всплытия должен быть упомянут и быть записанным у всех участников погружения.
Вероятное обсуждение этого пункта могло бы выглядеть следующим образом:
«Наша первая декомпрессионная остановка, при возвращении назад, будет находиться на глубине Х, и продолжаться Y минут, затем дальнейшее всплытие, смена газа и остальные остановки, на глубинах ХХ и времени YY.
Не забываем контролировать запасы деко-газа, держать глубину и контролировать партнёров.
Для унификации и упрощении проведения декомпрессии, дайвер «Б», как уже оговаривалось, будет ответственным за все остановки и смену газа, остальные контролируют его показания в соответствии с общим планом выхода. При «провале» по глубине или задержке по донном времени, автоматом вступает в силу аварийный план, который выглядит следующим образом... (обсуждаются детали плана). Всем ли понятны действия по прохождению декомпрессии и смене газа или есть какие либо дополнения или вопросы?»
-
E-Equipment check (Проверка снаряжения)
И наконец, последняя часть брифинга, это проверка всего снаряжения используемого при данном погружении.
Зачем это нужно делать?
Часто люди слишком сильно надеятся на рекламные слоганы о небывалой надёжности, ссылаются на небывалые доселе технические характеристики своего снаряжения или просто халатно относяться к проверке функиональности и работоспособности снаряжения, от которого в принципе зависит их собственная жизнь, а возможно и жизнь напарника.
Ведь как любой предмет и даже самое лучшее снаряжение может дать сбой в своей фунциональности.
Иногда дайверы могут и просто забыть в спешке или под стрессом (сборов, личных проблем, усталости, отвлечённости и т.д.), взять с собой что либо, нужное на погружении.
Это касается и сборки снаряжения, где часто в новых непривычных условиях погружения (новое место, новая команда, временной стресс), люди казалось бы в сотый раз собирая снаряжение, допускают грубейшие ошибки, которые они в привычной обстановке, вряд ли
сделали.
Т.е. „человеческий фактор“, будет всегда присутствовать, на любом из погружений, в любое время, в любой обстановке.
Проверка снаряжения, непосредственно перед дайвом, даёт большой запас надёжности, ведь каждая часть снаряжения проверяется непосредственно перед самим погружением.
Если есть возможность, проверку снаряжения проводят в воде. Это даёт с большей ероятностью найти возможную неисправность, нежели проверка на суше.
Например проверка запасного регулятора происходит с опущенным в воду лицом. Тем самым проверяется не подвернулась ли мембрана или нет в ней перфораций. На воздухе бы регулятор работал как положено, установить подобную неисправность было бы сложней.
Это касается и всего другого оборудования.
Если условия не позволяют провести проверку в воде (волны, погода, температура и т.д.), то её проводят на суше или подходящем по условиям месте.
Как пример в ISE проверку проводят сверху вниз, после каждой названной капитаном части снаряжения, участники поочерёдно потверждают её функциональность.
Как пример:
„Маска Ок?“
„Маска – Ок!“
„Инфлятор (поддув/сдув) Ок?“
„Инфлятор Ок!“
И т.д. По окончанию проверки снаряжения, проверяются ещё правильная трассировка шланга основного регулятора, открытость всех вентилей спарки/баллона и „бабл чек“ - наличие/отсутствие где либо утечки газа.
Как небольшое резюме:
ISE RULE означает:
I-Intention (Намерение, цель погружения)
S-Support and Team (Поддержка и команда)
Е-Environment (Окружение)
R-Runtime and Depht (Время и глубина погружения)
U-Used gases (Используемые газы)
L-Levels of Decompression (Декомпрессионные остановки)
E-Equipment check (Проверка снаряжения)
Надеюсь, что благодаря этой системе брифинга от Inner Space Explorers, ваши погружения станут ещё более интересными, захватывающими и прежде всего более безопасными!
Максим Васильев,
Training Director Cave and Rebreather ISE, Instructor Trainer ISE