Dive Reviews
 
Рубрика: «Подводное фото»
текст и фото:
 

Широкоугольная близкофокусная фотография - Close Focus Wide Angle

Широкоугольное макро

Рис.1 Широкоугольная близкофокусная фотография – классическая техника, привлекающая внимание подводных фотографов. Серый морской котик, Англия (чтобы увидеть условия съемки - наведите курсор на  фото).

   Усилить перспективу.

   Мы все усвоили мантру - "Подбирайтесь близко. Подбирайтесь еще БЛИЖЕ! ", как самый необходимый совет. Многие фотографы это пишут на обратной стороне своих боксов. Приближение к объекту помогает нам создавать фотографии, которые имеют больше цвета, контрастности и детализации в темном подводном мире. Но когда мы приближаемся с широкоугольным объективом, мы получаем еще одно преимущество. Уменьшение расстояния между объектом и камерой усиливает перспективу так, что объект кажется больше, чем в реальности, и это позволяет оторваться от фона и создает почти трехмерные изображения. В результате фотографии оказывают сильное влияние на зрителя, особенно, когда на переднем плане красочный или харизматичный объект.

   Оборудование.

   Список комплекта: камера, бокс, объектив Fisheye, сферический порт совместимый с этим объективом, одна или две вспышки (2 – не обязательно).

Рис.2. Несмотря на запечатлённую большую сцену, я был менее, чем в 1 футе (30 см) от горгонарии, но смог вписать её в кадр из-за ультра-широкого охвата моего объектива Fisheye. Затонувший корабль “Ulisse”, Красное море.

   ШБФ техника наиболее успешна при съемке объективами Fisheye («рыбий глаз») и применима как к зеркальным, так и компактным камерам. Объективы Fisheye с возможностью очень близкой фокусировки и их непревзойденный, ультра-широкий охват позволяют нам создавать самые драматические образы. Прямолинейные (не fisheye) широкоугольные объективы (например, 16-35мм, 14-24мм) могут быть использованы для ШБФ, но они не могут усилить перспективу настолько, насколько это делают объективы Fisheye. Лучшие объективы – это объективы Fisheye дающие охват 180 градусов на полном кадре (но не циркулярные) - например, Canon 15mm, Nikon 10.5 мм, 16 мм, Tokina 10-17mm, которые применяются в зависимости от вашей камеры. Иногда мы можем захотеть использовать несколько более жесткий взгляд, который легко достигается, если у вас есть Tokina 10-17mm. Первичные объективы Fisheye могут быть установлены на камеру через телеконвертор 1.4x или 1.5x, чтобы уменьшить их угол зрения для определенных объектов.

Рис. 3. 180-градусный объектив Fisheye может быть немного широк, чтобы заполнить кадр с небольшими объектами. Если у вас есть объектив Tokina 10-17mm или компактная камера можно приблизить изображение с помощью “зума”. В качестве альтернативы можно установить объектив Fisheye через телеконвертер, чтобы уменьшить его угол охвата. Анемон с амфиприоном, Красное море. 

   Вопреки распространенному мнению ШБФ не нуждается в использовании мощных вспышек из-за короткого расстояния до объекта съёмки. Для меня лучшее освещение при ШБФ - мягкое и ненаправленное (всегда с использованием диффузоров). Я использую 8 дюймовые (20 см) в диаметре софтбоксы для своих вспышек Inon при их использовании для ШБФ в чистой голубой воде. ШБФ фотография полностью направлена на привлечение внимания за счет высокое влияние снимков, которые выиграют от ярких цветов и детализации, выявленных за счет ровного освещения объекта. Иногда мы можем выбрать использование более направленного освещения на переднем плане для творческого эффекта или для выделения текстуры объекта.

   Освещение.

   С точки зрения экспозиции, мы должны думать о ШБФ изображениях как о двухслойных: освещенном вспышкой переднем плане (контролируется диафрагмой и мощностью вспышки) и фона, освещенного за счет естественного окружающего света (контролируется диафрагмой и выдержкой). Так как диафрагма влияет на оба слоя, то проще всего изменять её как можно меньше. Для ШБФ мы получим адекватную глубину резкости с апертурой F5.6-F8 на компактных камерах, F8-F11 – на зеркальных камерах DX / APS-C и F13-F16 на полнокадровых зеркальных камерах. Таким образом, мы можем установить диафрагму, а затем настроить мощность вспышки для изменения экспозиции переднего плана и выдержку, чтобы изменить экспозицию фона независимо от объекта.

Рис. 4. С точки зрения экспозиции мы должны рассматривать ШБФ изображение как двухслойное: переднего плана, освещенного вспышкой и фона, освещенного естественным освещением. Северная стена, Гранд Кайман.

   Мы не должны бояться использования длинных выдержек, если это необходимо в глубокой и темной воде – можно легко делать четкие снимки вплоть до выдержки в 1/10 секунды, при этом передний план будет оставаться резким из-за вспышки. При использовании длинных выдержек также выгодно использовать синхронизацию вспышки по задней шторке (если имеется), чтобы красиво изображать любые движущиеся объекты (например, плывущую рыбу).

   Выбрать правильную экспозицию изображения ШБФ относительно легко, основная проблема, с которой я регулярно сталкиваюсь при обучении этой технике - плохо освещенный передний план. Экспозиция правильная, но позиционирование вспышек дает плохое качество освещения.

Рис. 5. Когда вспышки расположены слишком далеко от камеры в ШБФ, они будут больше освещать боковые стороны объекта, оставляее его переднюю часть в тени (верхний рисунок). Придвигая их более плотно к боксу, мы добъемся, чтобы они более равномерно освещали предмет в передней части с той стороны, которая находится перед камерой (нижний рисунок). Разница в позиционировании вспышек в этих двух примерах на самом деле меньше одного фута (30 см). Губка, Гранд Кайман.

   Основная проблема заключается в том, что фотографы используют слишком длинные “руки” для вспышек. Существует широко распространенное заблуждение, что широкоугольные объективы всегда требуют длинные “руки” для вспышек. Это не так. Если наш объект отдален от камеры, скажем на 3 фута (1 метр), то нам нужны длинные “руки” для вспышек. Если это ближе, чем 2 фута (60 см), мы должны приблизить наши вспышки максимально близко к порту для достижения высокого качества освещения.

Рис.6. Придвинув мои вспышки плотно к порту, я смог получить равномерное освещение этого мягкого коралла. Несмотря на мутных воду в условиях мангровых зарослей это не дало неприемлемого обратного рассеяния из-за очень малого расстояния между камерой и объектом. Мягкие кораллы в мангровые заросли, Раджа Ампат.

   Если мы снимаем ШБФ со вспышками на длинных “руках”, мы будем освещать стороны объекта съёмки (и часто за ним) и оставлять центр объекта в тени. Это распространенная проблема в ШБФ фотографии и она просто вызвана тем, что вспышки слишком далеко расположены друг от друга. Короткие “руки” и расположение вспышек в пределах 8 дюймов (20 см) от края сферического порта осветит сам объект, а не его бока. Конечно, если мы не будем располагаться достаточно близко к объекту, то такое позиционирование вспышек будет производить эффект обратного рассеивания.

Рис. 7. Это не ШБФ, но широкоугольная сцена. Здесь я раздвинул мои вспышки на длинных “руках”, чтобы обеспечить равномерное освещение на большой площади переднего плана и уменьшенить обратное рассеянивание, так как камера находится далеко от объекта. Затонувший корабль Carnatic, Красное море.

   Вообще, я располагаю две вспышки по обе стороны от порта, отодвинув их назад, так что передняя часть вспышек расположена за краем порта, чтобы избежать засветки. Я обычно направляю их прямо на объект ШБФ и немного внутрь, когда располагаюсь очень близко (менее 1 фута или 30 см).

   При съемке горизонтальных кадров, для большинства объектов мои вспышки находятся на той же высоте, что и объектив (на 3 и 9 часов). Но когда главный объект находится на плоскости морского дна, я поднимаю вспышки вверх чуть выше бокса (на 2 и 10 часов), чтобы избежать пересвета переднего плана морского дна, и сдвигаю их немного вперед.

Рис. 8. Это фотография меня, которая показывает, как я располагаю мои вспышки при съемке ШБФ в условиях плохой видимости. Обратите внимание, что вспышки находятся на 3 и 9 часов, сдвинуты к задней части порта на расстоянии всего около 8 дюймов (20 см) от порта. На самом деле, на этой фотографии я действительно очень плотно придвинул вспышки к порту, так как двигался очень близко к морскому котику. Фото: J.P. Trenque.

   ШБФ композиции, возможно, даже лучше подходят для вертикального формата. Когда объект находится в открытой воде или закреплен на стене мы можем оставить вспышки в том же положении, как и при горизонтальной композиции. Теперь, когда камера поворачивается в вертикальное положение, они будут выше и ниже порта (на 12 и 6 часов). Тем не менее, второй распространенной проблемой в ШБФ фотографии является слишком яркое освещение по вертикали, которое для большинства объектов выглядит неестественно (так как окружающий свет идет сверху).

   В вертикальных композициях мы получаем это неравномерное освещение, поскольку нижняя вспышка расположена ближе к объекту, чем верхняя, так что, если они отрегулированы на одинаковую мощность нижняя часть кадра будет освещена намного ярче. Ориентировочно, мы должны сократить мощность нижней вспышки по крайней мере на два уровня по сравнению с верхней вспышкой (то есть на 4 “щелчка” у Inon!). При съемке объекта на морском дне, я сдвигаю вспышки вокруг порта, так что они находятся на одной стороне от порта (на 12 и 9 часов), что также позволяет мне расположить камеру еще ниже. В вертикальных ШБФ композициях верхняя вспышка делает почти всю работу, и вы можете попробовать отключить вторую и увидеть, насколько мала разница.

Рис. 9. Эта фотография была сделана с помощью двух вспышек, расположенных на 12 и 6 часов, устанавливленных на одинаковой мощности. Поскольку нижняя вспышка гораздо ближе к объекту, чем верхняя вспышка, гораздо больше света достигает нижней части кадра, создавая неестественный эффект пересвета. Для более естественного освещения изображений такого типа верхняя вспышка должна быть установлена на два уровня мощнее, чем нижняя вспышка. Мягкие кораллы и дайвер, Красное море.

   Методы и советы

   ШБФ требует от фотографа маневрирования очень близко у объекта съемки и, прежде чем подойти и начинать фотографировать мы должны быть уверены, что мы можем сделать это без ущерба для окружающей среды. Некоторые предметы всегда будет оставаться недоступными для качественной подводной фотографии. Лучшие изображения позволят получить объекты, которые дают нам пространство для работы, с которыми мы можем найти идеальный угол для композиции. Небольшие изменения в положении камеры будут давать заметные изменения в относительном взаиморасположении переднего и заднего плана в кадре.

   Предмет съемки

   При построении ШБФ фотографии мы должны найти как интересный объект, так и привлекательный фон. Задача состоит в нахождении их в одном месте! Я часто ищу сначала интересный фон, а затем ищу подходящий передний план, на правильном расстоянии и под правильным углом для работы с фоном.

Рис. 10. Фон часто создает большую разницу между средней и сильной ШБФ фотографией и я зачастую ищу сначала фон, а потом уже объект съемки. Я чувствовал, что силуэтный лес ламинарий был бы отличным фоном, и мое погружение прошло в поиске переднего плана. Хотя морская звезда не самый захватывающий объект, фон делает снимок интересным. Морская звезда под бычьей ламинарией, Канада.

   Фон изображения ШБФ важен, так как он дает глубину изображению и притягивает взгляд через рамку фотографии. Интенсивный синий фон воды является наискучнейшим фоном для ШБФ фотографии и дает очень немного для её восприятия. Мы можем улучшить его, включая некоторые текстуры поверхности и/или солнечные лучи и, самое главное, находя силуэтные предметы на фоне.

   Так как объект на фоне будет освещен только окружающим светом (рассеянным светом), лучшим выбором являются простые формы, которые имеют сильный контраст, и силуэт которых является осмысленным для зрителя. Например, стена рифа идущая от поверхности, дайверы, опоры пристань, пещера или арка, силуэты водорослей, горгонарии и т.д. Эти объекты усилят восприятие снимка.

Рис. 11. Чтобы продемонстрировать важность фона в ШБФ, я вырезал из фона оригинал крылатки (верхний рисунок) и представил образ снимка, как если бы я его сделал в открытой воде (нижний рисунок). Фон даёт глубину изображения, а также создает объемную перспективу, придавая фотографии гораздо более сильное воздействие. Крылатка, Красное море.

   Заключительный компактный элемент фона ШБФ – это модель. Использование человеческого силуэта на фоне изображения ШБФ создает дополнительный интерес, а также дает фотографии визуальную глубину. Немного практики – и мы сможем даже расположить их в нужном месте в кадре, чтобы уравновесить композицию.

Рис. 12. Cилуэт дайвера - отличное дополнение к фону ШБФ фотографии. Возможно, они являются наиболее ценными для придания глубины изображению, когда хороший объект не очень хорошо сочетается с фоном. Водолазы подвижны, в конце концов. Как правило, они являются положительным дополнением к любой ШБФ фотографии. Горгонария в пещере, Раджа Ампат.

   Стоит отметить, что пустой синий фон может быть желателен, когда изображения необходимы для редакционного или рекламных использования, с текстом, наложенным на них (например, обложка журнала).

   Объекты переднего плана относительно легко выбрать. Удобны для работы красочные, интересные или харизматичные предметы, к которым можно легко приблизиться. Когда мы плаваем в чистой голубой воде, мы должны искать предметы теплой цветовой гаммы (красные, оранжевые, желтые) Это дополнительные цвета в воде, дающие наибольший цветовой контраст и создающие наибольший эффект. Большие существа не всегда подходят для ШБФ фотографии. Акулы, например, искажаются или превращаются в головастиков (большая голова, маленькое тело), когда их фотографируют очень близко объективом Fisheye.

   Макро-широкоугольная близкофокусная фотография.

   Макро-ШБФ является экстремальной формой ШБФ фотографии, которая требует приблизиться к объекту очень близко – на расстояние менее 2-3 дюймов (5-8 см) от передней части порта. Это почти недостижимо с свободно плавающими видами и этот метод подходит только к доступным медленным или неподвижным объектам. Важной частью оборудования является небольшим сферический порт, в идеале 4-5 дюймов (10-12,5 см) в диаметре. Получение высококачественного освещения света на мелких предметах с такого близкого расстояния трудно добиться с куполообразным портом стандартного размера. Даже с небольшим сферическим портом вспышки необходимо приблизить вплотную к нему, чтобы добиться хорошего освещения. Обычно этот метод лучше всего работает с объективом Fisheye, установленным на телеконвертере. Это нужно, чтобы уменьшить угол зрения объектива. Так мы можем заполнить кадр с небольшим объектом и еще ближе сфокусироваться.

 Рис. 13. Макро-ШБФ - это техника, которая работает на крошечном расстоянии между камерой и объектом, требуя объектов, которые будут расположены очень близко к объективу для достижения подходящего макроувеличения на мелких предметах переднего плана. Эта техника требует использования маленького сферического порта, для достижения хорошего качества освещения вспышками для этого объекта. Трубокрылы, Западная Папуа.

   В этой статье я обсуждаю только основы ШБФ фотографии. Однако об этом можно рассказать намного больше, и есть исключения почти из каждого доброго совета, которые я дал. Но я надеюсь, что эта статья поможет вам получить больше от ваших ШБФ фотографий.

   AlexMustard ежегодно обучает подводной фотографии на рабочих семинарах на Красном море и Каймановых островах

   www.amustard.com

Перевод — Алексей Стойда

Перевод осуществлён с разрешения владельцев сайта DivePhotoGuide.

© Все права защищены, полное или частичное копирование текста и перевода, его частей и иллюстраций запрещено.

Комментариев - 0



 
 
 
 






 
Array
(
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77501
                    [PICT] => /upload/iblock/377/iblock_mag/s_CFWA-1.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77501/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/377/iblock_mag/ss_CFWA-1.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [1] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77502
                    [PICT] => /upload/iblock/632/iblock_mag/s_CFWA-2.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77502/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/632/iblock_mag/ss_CFWA-2.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [2] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77503
                    [PICT] => /upload/iblock/4db/iblock_mag/s_CFWA-3.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77503/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/4db/iblock_mag/ss_CFWA-3.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [3] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77504
                    [PICT] => /upload/iblock/867/iblock_mag/s_CFWA-4.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77504/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/867/iblock_mag/ss_CFWA-4.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [4] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77516
                    [PICT] => /upload/iblock/913/iblock_mag/s_CFWA-6.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77516/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/913/iblock_mag/ss_CFWA-6.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [5] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77507
                    [PICT] => /upload/iblock/eac/iblock_mag/s_CFWA-7.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77507/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/eac/iblock_mag/ss_CFWA-7.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [6] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77508
                    [PICT] => /upload/iblock/e6b/iblock_mag/s_CFWA-8.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77508/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/e6b/iblock_mag/ss_CFWA-8.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [7] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77509
                    [PICT] => /upload/iblock/4f3/iblock_mag/s_CFWA-9.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77509/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/4f3/iblock_mag/ss_CFWA-9.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [8] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77510
                    [PICT] => /upload/iblock/c1d/iblock_mag/s_CFWA-10.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77510/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/c1d/iblock_mag/ss_CFWA-10.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [9] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77511
                    [PICT] => /upload/iblock/134/iblock_mag/s_CFWA-12.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77511/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/134/iblock_mag/ss_CFWA-12.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [10] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 77512
                    [PICT] => /upload/iblock/688/iblock_mag/s_CFWA-13.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13422/77512/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/688/iblock_mag/ss_CFWA-13.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

        )

    [WRAP] => both
)


 
© DivePlanet 2022