Со времени катастрофы прошло всего 25 лет - многие из нас до сих пор помнят эту трагедию, унесшую жизни сотен людей. Для части погибших корабль стал братской могилой. Недавно группа подводных фотографов и видеооператоров совершила погружение на "Адмирал Нахимов" получив специальное разрешение. Их впечатление от погружения в этом материале.
Черное море — море мертвых. Нет жизни здесь, между сероводородом и студенистой массой медуз. Смерть здесь не вызывает удивления. Нет того обезоруживающего ощущения диссонанса, которое возникает в тропических морях при виде трагедии. Солнце исчезает быстро, уже на нескольких метрах глубины видно лишь блеклое монотонное освещение. Мертвенно-зеленое. Здесь не ждешь стай рыб, но остов корабля — подходящая декорация для безжизненного пустынного дня. Цемесская бухта и ее окрестности — места ожесточенных боев во время Великой Отечественной Войны. Черное море как братская могила молча поглотило следы множества трагедий. Здесь законсервированы как в музее фрагменты жестокой истории. Но трагедии в нашей стране — дела не только военных лет. У нас всегда идет война. Смерть может застигнуть и вполне мирных людей за безобидным развлечением...
Советский титаник, грандиозный 8-палубный круизный лайнер Адмирал Нахимов пошел ко дну всего за 7 минут, столкнувшись с сухогрузом Петр Васев. Это было 25 лет назад, в самом конце лета 1986-го. «Адмирал Нахимов» совершал круиз Новороссийск-Сочи. Никто из его тысячи пассажиров не собирался умирать. Спаслись лишь половина или чуть больше если верить официальным источникам. Да и не все спасенные захотели жить потом. О причинах этой нелепой трагедии многое сказано и написано, но так и нет единой версии. Мистика да и только. Но мне сейчас хочется просто рассказать о том, что хранит Черное море. Хранит как безучастный летописец.
Огромное судно застыло на дне с креном на правый борт. Над ним каждый день проходят десятки танкеров и сухогрузов. Наверху жизнь идет своим чередом. Громадина «Адмирала Нахимова» с каждым годом проваливается все глубже в ил, увлекая за собой частицы истории, воспоминания, судьбы. Около 60 человек, погибших в этой катастрофе, так и не были подняты со дна Черного моря. Они тоже уходят в ил. Когда-то здесь звучала наверное звучала музыка, пили вино и танцевали. В кинотеатре смотрели фильмы, а в библиотеке читали. Люди знакомились, были предельно счастливы и наслаждались теми короткими моментами, украденными у жизни, когда можно отвлечься от реальности. Круиз как маленькая жизнь, когда можно ненадолго притвориться кем-то другим, пожить не своей жизнью, обманом выманив у судьбы частичку счастья. Можно было лежать в бассеине подставляя лицо солнцу и, не видя ничего кроме безупречного неба, представлять себя у других берегов, в другой стране, в иной жизни, хотя бы чуточку более счастливой...
В большой стране даже трагедии принимают ужасающий масштаб. 25 лет как нет «Адмирала Нахимова» и совсем немного прошло с момента катастрофы с «Булгарией»... Одна империя сменила другую, но традиции остались. Мы продолжаем гибнуть с имперским размахом.