У англичан проще - затонувшие объекты – WRECKS – это и затонувшие корабли, и подводные лодки, и самолёты, да и попавшие на дно автомобили вполне подходят под эту категорию. И Wreck Diver ныряет на все эти артефакты не задумываясь о терминологии. В русском языке такого общего термина нет. Тем не менее, английская терминология прочно вошла в жизнь. И фраза "Погружения на затонувшие самолеты - мечта любого рэк-дайвера" понятна всем.
Brief histiry of Deep bomber wreck in Kas, Turkey. Diving site description, personal impressions and underwater photos of WWII wreck of Savoia Marchetti SM-79 Sparavia aiplane, lying at 60 m depth
Этот затонувший самолёт часто называют дайвинг сайтом №1 в Турции. Так ли это, и чем он привлекает опытных дайверов?
Итак, 1941-й год. Авиагруппы Германии и Италии пытаются установить контроль над небом Восточного Средиземноморья, чтобы блокировать маршруты поставок вооружений и амуниции союзников по антигитлеровской коалиции. Греческий остров Родос захвачен Италией, с его аэродрома поднимаются в воздух самолёты для патрулирования Красного моря, нападая на военные транспорты.
Истребитель-бомбардировщик Савойя Марчетти 79 (SAVOIA MARCHETTI SM-79 SPARVIERO) – удачная модель, выпускалась с 1935 г. Размах крыльев 21 метр, длина корпуса – 16 м. Экипаж – 5 человек, 3 мотора по 610 лс. Трёхствольный пулемет 12.7 мм, двуствольный 7.7 мм, подвеска для различных типов бомб. Этот самолет наносил серьёзный урон транспортным конвоям союзников, особенно благодаря использованию торпед «воздух-море». Но и служба пилотов была крайне опасной – в отдельные периоды боевых действий на базу не возвращались до 30 процентов самолётов.
В этот день эскадрилья бомбардировщиков взлетела в воздух с аэродрома на острове Родос и взяла курс на турецкий порт Мейс, в котором базировались Британские военные корабли. На подлёте к цели эскадрилья попала на очень плотный заградительный огонь, были сбиты три самолёта. Один из них, по рассказам свидетелей – старых рыбаков из Каша – упал в горы над городом. Второй упал в море неподалеку от берега. Точное место его падения до сих пор не обнаружено. Третий самолет упал в воду рядом с небольшим островом, у места под названием «Риф Летучей рыбы» или «Flying Fish reef». Пилоту удалось покинуть самолёт, его парашют раскрылся, но был изрешечён пулями сбивших самолёт противовоздушных пулемётов.
Тут он и лежит, покоясь на внушительной глубине от 60 до 71 м. Опускаясь вдоль рифа, за своим гидом, Сердаром, я немного волнуюсь. До этого я не нырял глубоко в Средиземном море, и я не знаю – будет ли на глубине достаточно света. И вот, на глубине 38 метров, я ясно и отчетливо вижу под собой остатки самолёта. Сразу становится понятно, что света достаточно, прозрачность воды великолепная, и я уже жалею, что не убедил коллег по поездке посмотреть на самолет хотя бы с разрешенной их квалификацией глубины – с 40 м. Но вот мы с Сердаром уже у самолёта.
Двигатели и винты лежат ровно глубине 60 м, хвостовая часть ниже по склону на 70м, ниже только небольшие обломки. Двигатели и винты сохранились лучше всего, мы видим все три. Похоже, что при ударе об воду правое крыло обломилось, так как двигатель с этого крыла лежит практически под центральным двигателем. Время и море не пощадили самолёт, от фюзеляжа практически ничего не осталось. Под остатками двигателя я замечаю колесо, элементы стойки шасси. Наверное, исследователям и дайвером повезло, что самолет находится на такой глубине. Если бы он лежал выше, то был бы разбит волнами, глубже – мы бы о нем не узнали.
Я делаю несколько снимков винтов и двигателей, опускаюсь глубже. На 70 метрах уже почти темно, сумерки сгущаются. Существенных обломков тут практически нет, всё основное сосредоточено в районе двигателей. Но аура места трагедии ощущается. Это настоящая история, не искусственно затопленная игрушка для дайверов.
Начинаем неторопливо подниматься. На глубине 55 метров вижу стаи небольших красноватых рыбок – антиасов, хорошо знакомых по тропическим морям – странно, раньше я их не видел. Потом я прочитал, что средиземноморские антиасы предпочитают прохладную воду и большие глубины – поэтому их не видят не только купальщики, но и большинство дайверов. Кстати, температура на такой глубине уже не 28 градусов, как у поверхности, а бодрящие 20.
Время декомпрессии – прекрасная возможность проанализировать погружение, понять – что удалось сделать, что нет. Хочется вернуться к самолёту еще раз, на этот раз с большим запасом газов, чтобы поработать на дне хотя бы 20-25 минут. Придется переснимать – и это нормально, для по-настоящему качественной съемки объекта необходимы минимум два, а лучше три погружения. В путеводителях, да и в Интернете пишут, что этот самолёт – дайвсайт №1 в Турции. Не знаю, наверное, мне надо больше понырять в здешних водах. Но несомненно, что это уникальный объект, а известная нам историческая подоснова делает погружение еще более интересным.
За организацию погружений – искренняя благодарность Сердару Ташкану (Serdar Taskan) – Kas Adventure Diving. А участникам поездки, организованной совместно с журналом Предельная Глубина – благодарность за прекрасную компанию.