Dive Reviews
 
Рубрика: «Дайвинг гид»
текст:
 

Камбоджа. Записки синайского кхмера - ч 3

Дайвинг в Камбодже. Продолжим повествование с описания небольшого церемониального конфуза.

Недавно в нашу гавань заходил большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев». Проездом с Тихого океана в гости к пиратам Сомали. Первый визит корабля ВМФ в новейшей истории России. Было весело, салют, губернатор провинции, посол России, командование ВМФ Камбоджи… к слову сказать, очень многие нынешние флотоводцы королевства в свое время учились в Советском Союзе и неплохо говорят по-русски. Но сейчас не об этом. Как водится на флоте, не обошлось без маленького казуса. Вы знаете, наверно, когда корабль заходит в территориальные воды другого государства, он должен поднимать государственный флаг страны пребывания. Да. «Адмирал Пантелеев», конечно же, тоже был украшен камбоджийским флагом, но, когда стало отчетливо видно, что за флаг полощется на ветру над боевым кораблем России, встречающие высокопоставленные военно-морские и прочие кхмеры аж зачихали – на флагштоке развевался флаг государства генерала Лон Нола, ставленника американского империализма, который сверг короля в 70-м году (генерал, а не империализм… хотя, с другой стороны, это как посмотреть), а сам был крепко обижен Красными Кхмерами в 75-м.

Ничего страшного не случилось, бывают и не такие накладки, быстренько подняли более подходящий к случаю флаг и ликование продолжалось.

К чему этот рассказ? Просто я подумал: вполне вероятно, что именно в том году, а может быть, именно в тот день, когда камбоджийские солдаты крошили американский десант на острове Кох Танг, где-то далеко, одной из баз Тихоокеанского флота СССР, здоровенный боцман получил на складе именно этот флаг, вернулся к себе на корабль, задумчиво напевая себе в усы: «И тогда – нам экипаж семья…», аккуратно свернул синее полотнище и убрал его в заветный рундучок, где оно и пролежало почти сорок лет, чтобы в сентябре 2011 года моряки уже другой страны, достали его, развернули и подняли высоко-высоко. Соленый морской ветер весело прошептал: «Привет», солнце подмигнуло из-за тучи, было видно, что оно тоже радуется встрече, а чайки… ну, эти ни чему к хорошему никогда не были способны. Флаг был счастлив, ведь флаги шьют для того, чтобы гордо реять, а не валяться в сундуках... Но счастье было таким недолгим…

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом».

Конечно, все вышеизложенное не имеет прямого отношения к моему повествованию, так… мысли вслух, может, кому-то покажется интересным.

Значит, Кох Танг. В настоящее время остров практически необитаем, за исключением камбоджийских военных, наследников, так сказать, славных боевых традиций. Могу смело заявить, что если бы американцы вдруг вздумали высадить десант на остров сейчас – никаких проблем у них не возникло бы. Поселения военных на острове, я не оговорился, именно поселения, больше всего напоминают мирные деревеньки у моря, громкое название «военная база» никак к ним не подходит – никаких плацев, разводов, караулов… бегают дети, гуси гуляют, курицы… Люди все в гражданке, без оружия. Нет, оружие есть, хранится прямо в домиках, оружейных комнат и тому подобных наворотов нету, идешь так, бывало, по деревне, смотришь – дверь открыта, а там такой солидный арсенал…

Может, конечно, это такая изощренная маскировка, азиатское коварство, типа, враг думает, что тут живут мирные рыбаки, идет такой спокойный, а наши вдруг как дадут со всех стволов! Не знаю, надо подождать какого-нибудь вторжения, тогда и станет ясно. Кстати, про рыбаков я напрасно ввернул – никаких следов рыбацкого промысла увидеть невозможно: сети не сушатся, лодки не конопатятся… Казалось бы странно, да? На море живут, а рыбу не ловят… Объяснение очень простое - основной доход камбоджийским воинам приносят вьетнамские рыбаки. В больших количествах они прибывают в акваторию Кох Танга и других островов, живут тут неделями (а может и месяцами, я не засекал), ловят рыбу, крабов, короче говоря, все, до чего могут дотянуться… кстати, вьетнамцам же приписывается исчезновение американских вертолетов, сбитых во время штурма Кох Танга в 73-м году. Дескать, распилили их под водой на части, вытащили и сдали на металлолом. Видимо, в своих водах вьетнамцы все уже съели и повытаскивали, теперь тянутся в Камбоджу. Как вы понимаете, это незаконно, гарнизон Кох Танга должен бы пресекать это, но… все люди, всем надо есть-пить, кормить семью и тд.

Возле Кох Танга базируются также тайские ловцы кальмаров, но, по слухам, тайские компании, занимающиеся этим бизнесом, решают вопросы с очень высокими армейскими чинами, там речь идет о довольно больших деньгах, непосредственно с героическими защитниками островов тайцы особо не контактируют. А вьетнамцы договариваются на месте, не знаю, уж как они рассчитываются, но у служивых недостатка в рыбе и морепродуктах нет. Короче говоря, вопросы решаются к взаимному удовлетворению. Опять же торговля – рыбаки, измученные своей рыбацкой диетой, охотно приобретают у кхмеров чего-нибудь выпить и закусить, например, домашнюю птицу и свиней. Да, чего-чего, а свиней на острове хватает…

Итак, мы прибыли на Кох Танг. Дайв прошел хорошо, Кох Танг не подвел – видимость метров 30, как водится, рыбки, кораллы, морские ежи. Хорошо. Почему-то особенно приятно нырять в теплой воде, зная, что в радиусе километров семидесяти других дайверов нет. Да и за радиусом тоже не до… Немного, я имею в виду. Может, совсем нет.

Ночной дайв решили отказать, сказывалось, видимо, празднование дня Защитника Отечества.

Вечер тоже не был скучным. Дело в том, что на берегу к нашим услугам было аж три стационарных компрессора на электрической тяге, а на яхте эти полезные и нужные для дайвинга устройства отсутствовали, поскольку мы уезжали на пять дней, надо было что-то иметь под рукой, чтобы баллоны-то забивать.

Сергей договорился одолжить компрессор у другого нашего французского знакомца, Эрика. Он охотно пообещал, выразил даже пожелание присоединиться к нам, поскольку поездки такого размаха и дальности, как наша – это редкость в Камбодже. Пока, во всяком случае.

Эрик должен был самостоятельно приехать на причал, с компрессором, запасом еды на неделю, сменой белья и курвиметром. Про все, кроме компрессора – это я пошутил. Ха-ха. Короче, как вы уже наверняка догадались - ни Эрика, ни компрессора на причале мы не обнаружили. Телефон нашего ненадежного комрада был выключен. Короткое расследование показало, что Эрик уехал в Пномпень и будет через неделю. Или через две. Перед организаторами экспедиции в полный рост развернулась перспектива забивания баллонов вручную.

Не знаю, честно сказать, что бы мы делали, если бы нас опять не выручил старина Клод. Как один из пионеров дайвинга в Сиануквиле, Клод являлся счастливым обладателем раритетного компрессора, который мы у него и позаимствовали вместе с регуляторами. Помните, я рассказывал про тракторолифт, доставляющий дорогих гостей в ресторан Клода на холме? Там еще фигурировал «неновый» японский трактор… так вот, компрессор вполне годился в дедушки трактору. Вполне возможно, что именно этот компрессор Жак-Ив Кусто использовал, когда готовился к первому испытанию «подводного легкого».

Во всяком случае, внешний вид этого дедушки пневматического движения внушал серьезные опасения – я никогда не видел более ржавого механизма, во всяком случае, из числа действующих. Толщину слоя ржавчины я бы оценил сантиметра в полтора, причем компрессор был покрыт ей полностью, за исключением (наверно, проржавел и пришлось купить новый) бачка для бензина и пластиковой трубки-воздухозаборника ( это точно было позднейшее усовершенствование – абсолютно ясно, что когда компрессор строили, пластмассу еще не изобрели). Когда Клод выкатил из сарая нечто, больше всего напоминающее очень большую швейную машинку и снял с этого нечто довольно новый чехол, что-то изменилось, видимо, в наших с Серегой лицах, поскольку Клод поспешил заверить нас в полной исправности и надежности агрегата. Особого выбора у нас не было, поэтому раритет был быстро погружен в машину и отвезен на яхту, где и стоял тихонечко в углу, дожидаясь своего часа. Естественно, тщательно укрытый довольно новым чехлом. Чтобы не привлекать излишнего внимания раньше времени.

Нам с Серегой не стыдно, что мы дрогнули, увидев это чудо враждебной техники в первый раз, потому что даже Игорь, творческий руководитель группы, тоже изменился в лице, когда мы сняли довольно новый чехол с нашего приобретения. Будучи человеком мужественным, Игорь только тихо спросил: «Это что, наш компрессор?». Мы дружно подтвердили его догадку и он удалился. Молча. Но вскоре вернулся и помогал нам советами и дружеским участием, потому что, когда мы попробовали завести мотор, он, конечно же, не заводился, дернули посильнее, веревочка стартера оторвалась, пришлось снимать крышку, засовывать веревочку обратно, потерять нужный винтик, найти нужный винтик, вкрутить нужный винтик, снова оторвать веревочку, засунуть веревочку обратно, все-таки завести мотор и обнаружить, что у Клода на шланге какое-то французское (merde!) соединение, которое не подходит к нашим баллонам… только у такого гения по жизни, как Сергей, мог оказаться запасной шланг! Правда, на нем не было манометра, а переставить клодовский мы не смогли из-за некоторых конструктивных особенностей. Ну, а в финале я уронил за борт воздухозаборник, но довольно быстро нашел его, несмотря на то, что был уже совершенно темно – я, как опытный дайвер, предусмотрительно взял с собой подводный фонарь.

Как честный человек, я должен признать, что компрессор-ветеран действительно нас не подвел, работал, как часы (очень, правда, громкие часы)… А что до того, что один баллон забивался примерно 25 минут, так и чего? Выше головы не прыгнешь и дай Бог нам всем так работать в таком возрасте. Вот что значит немецкое качество – при тщательном изучении поверхности удалось обнаружить пластинку с названием фирмы-производителя – «Бауэр», конечно же… Это пеар, как говорит один популярный персонаж русского Интернета.

Когда мы закончили забивать баллоны, была уже глубокая ночь. Заглушили компрессор, и участники экспедиции смогли, наконец, услышать шум ночной жизни джунглей в двадцати метрах от нашей яхты. Стрекот-клекот, кваканье и страшные крики. «Жители болот говорят, что так кричит какая-то птица… выпь…» Над всем этим огромно-яркие тропические звезды, на горизонте зарево от ламп кальмароловов, неподвижная вода… Хорошо в Камбодже летом! А зимой еще лучше.

Вскоре все улеглись спать. Яхта наша небольшая, места внутри не очень много, народу, напротив, было порядком, погода теплая, поэтому большинство дайверов разлеглись на палубе под открытым небом. Конечно же, местные духи дождя не могли упустить такой шанс и вскоре пошел освежающий дождик. Короткий, но сильный. Все забегали в поисках где залечь внутри. Тоже было весело. Еще не все улеглись, а дождь уже перестал капать, но почему-то никто не стал вставать, чтобы перебраться обратно на палубу. Сергей подбодрил туристов сообщением о том, что это была учебная тревога. И все мирно заснули.

Утром, после небольшого завтрака, мы завернули за перешли к месту погружения, и, как оказалось - не только погружения. Вдохновленный успехом ночной учебной тревоги, Сергей прочно встал на военные рельсы, собрал участников и поставил задачу: скрытно, под водой, приблизится к берегу, подняться на прибрежный холм, проникнуть к месту установки орудий, потом войти в контакт с вооруженными силами Камбоджи и купить у них свинью. Лица будущих диверсантов погрустнели – никому не хотелось скрытно проникать на территорию военной части, так как в обычной жизни ничего хорошего не получается из такой затеи… Страшного, конечно, тоже ничего – отпустят, в конце концов, но… Но чужой стране, тем более, что проникать надо было к кхмерам, совсем еще недавно – красным, репутация которых не нуждается в дополнительных пояснениях… Видно было, что энтузиазма большого нет. Я тоже как-то призадумался, осознав, что разговоры про свинью не были шуткой, как я подумал раньше. Но я не расстроился – нырять я все равно не мог, болел ухом, поэтому подумал, что отсижусь на яхте.

Но Сергей был настроен серьезно и не собирался отступать от намеченного плана. Быстро развеял сомнения десантно-штурмовой группы и подавил мои дезертирские настроения, заявив, что я нужен по любому, как ведущий специалист по языкам. А что нырять не могу, так на лодочке приеду, заодно фото-видеоаппаратуру привезу и деньги на свинью. Я не спорил, понимая, что время безнадежно потеряно – возражать против свиньи надо было на берегу, а сейчас уже поздновато. Да и интересно мне стало, никогда в жизни я не покупал свиней на военной базе-необитаемом острове.

Долго сказка сказывается - быстро дело делается, участники операции довольно бодро попрыгали в воду и погрузились, на поверхности, как водится, остались только пузыри, которые, покрутившись немного вокруг яхты, уверенно направились в сторону берега. Из чего я заключил, что Сергей, как опытный дайвер, взял с собой компас. Через какое-то время участники соревнований достигли берега, всплыли, и стали вылезать на берег, поскальзываясь на прибрежных валунах. Я затаился, надеясь, что про меня все-таки забудут. Но страшные крики Сергея быстро повергли мои надежды в прах. Я загрузился в лодочку и поехал в сторону берега. Когда я прибыл к месту высадки героического десанта, последний из героев еще ворочался среди камней, подобно неизвестному науке подводному чудовищу, выброшенному волнами на берег. Кхмер, управляющий лодкой, отказался причаливать – была небольшая волна, поэтому я слез в воду, и ловко преодолел естественные препятствия – без скубы за спиной это было несложно.

С этой стороны берег Кох Танга представлял собой довольно крутой склон, покрытый джунглями. Знаете ли вы что такое джунгли? Наверняка думаете, что знаете, я тоже так думал, пока не увидел…

В детстве все читали разного рода книжки, в который отважные герои перемещаются по тропическим лесам, прорубая себе дорогу мачете, потому как просто идти невозможно. Я никогда до конца не верил в это, считая такие описания плодом авторского воображения, нагнетания, так сказать, приключенческой атмосферы. Но когда я впервые увидел джунгли вблизи, я понял, что никакого преувеличения здесь нет. Реально не пройти. Нигде. Совершенно неимоверное переплетение кустов, веток, лиан и других форм растительности, названия, которых я и не знаю, буквально стена, непроходимая стена. Я подумал, что невозможно, наверно, перевести на кхмерский язык выражения вроде: «Мы с друзьями пошли погулять в лесу». Не поймут никогда.

В нашем случае, по счастью, нам не пришлось доставать дайверские ножи и пытаться проковырять себе дорогу – от берега наверх идет тропинка, не сказать, чтобы прям набитая-нахоженая тропа, но вполне проходимая. Кто и для каких целей прорубил ее – не знаю, наверно, вьетнамские браконьеры под покровом ночи несут по ней свою мзду бдительным сторожам Кох Танга. Спасибо вам, скромные труженики моря, вы очень нам помогли, сами не ведая того. После десяти минут подъема мы оказались на опушке джунглей, если можно так выразится. Нашим взорам открылись два зенитных орудия, окруженные невысокими круглыми стенками, сложенными из мешков с песком. В памяти сразу всплыло полузабытое слово «Эрликон», ставшее нарицательным для всех малокалиберных зенитных орудий второй мировой войны. Не знаю, почему всплыло – калибр увиденных нами орудий был скорее крупный. Скорее всего, это 105-миллиметровые американские зенитные орудия, хорошо показавшие себя в боях за Филиппины. Хотя я не специалист, могу ошибаться. Неподалеку от орудий стоял небольшой сарайчик, в глубине острова виднелось довольно большое строение.

Видя, что никто не кричит страшным голосом что-нибудь вроде: «Разводящий ко мне, остальные – на месте», или, что хуже: «Стой, стрелять буду», и вообще не обращает на них никакого внимания, наши туристы потихонечку освоились, защелкали фотоаппаратами, снимая друг друга на фоне пушек, на пушках, под пушками, свисающими с пушек… Слово «Эрликон», как оказалось, всплыло в памяти не только у меня, оно прямо таки было самым популярным на тот момент. Наиболее смекалистая и энергичная часть группы уже делала стойку на сарайчик, не без оснований полагая, что там находятся боеприпасы. Но открывать огонь мы не хотели – это был бы уже перебор, в один из предыдущих визитов на остров Сергей привез с собой петарды и устроил ночью небольшой фейерверк. Тут-то вот военные прибежали с автоматами (Сергей на острове ночевал) и были очень недовольны, мягко говоря, а говоря правду – был большой скандал, потребовалось несколько месяцев и изрядные усилия, чтобы его погасить. И это из-за небольшого салюта… Легко представить себе, что было бы, стрельни мы из кхмерской пушки… В любом случае, стрельба из пушек не входила в наши планы, да и кхмерские воины наконец проявили бдительность.

От строения в глубине острова отделился человек и направился в нашу сторону. Одет он был в футболку и шорты, на ногах шлепанцы, и больше всего напоминал мирного кхмерского крестьянина. Но мы-то знали, что это воин, командир батареи, скорее всего. А может быть, начальник караула, кто их разберет. Уже издалека он что-то негромко говорил и делал какие-то знаки руками, из которых можно было заключить, что он не очень доволен нашем присутствием на вверенном ему объекте. Мы заняли выжидательную позицию, а когда он приблизился, я вежливо поздоровался с ним по-кхмерски, чем сбил его наступательный порыв, и, не давая ему опомнится, сказал ему, что мы хотим купить свинью. Я заранее расковырял себе мозг и заготовил эту фразу, в русской транскрипции она звучит приблизительно так: « Кнём чан тынь чирук».

Когда пытаешься разговаривать с кхмерами на кхмерском языке, возможны следующие варианты:

а) Человек, к которому ты обращаешься, повторяет как бы про себя одно из слов, произнесенных тобой, загадочно улыбается и надолго замолкает.

б) Тебя не понимают, потому что неправильно произнесена одна согласная в фразе из пятнадцати слов.

в) Наградой за твои познания в местном языке служит горячая и длинная речь, естественно, тоже по-кхмерски, она продолжается несколько минут и произносится так быстро, что у тебя нету ни единого шанса понять или вставить хоть одно слово.

г) В ответ тебе громко и радостно смеются.

Начальник зенитной батареи был сторонником варианта «в». Из его выступления я смог уловить только Главную Мысль.

Главная Мысль: «Здесь свиньи нет, надо идти в другое место. Там должна быть свинья».

В этот момент, честно говоря, я подумал, что сейчас мы спустимся вниз, к нашим аквалангам, и поедем себе потихонечку нырять. Но когда я перевел Главную Мысль остальным участникам нашего десанта, я понял, что ошибался. Лица охотников за свиньей вмиг посуровели, как могли бы посуроветь лица бойцов большевистского продотряда, услышавших, что главный деревенский кулак, нагло ухмыляясь, говорит комиссару, что зерна у него нет. Я тяжело вздохнул и смирился с неизбежным.

Вглубь острова вела красная грунтовая дорога. И мы пошли по ней, навстречу нашей хрюкающей мечте.

Однако, я увлекся: уже две тысячи шестьсот шестьдесят семь слов написал… Мне такие большие куски злобная редакция ДайвПланеты писать не велит, говорит что читатели заснут. Так что доскажу в следующий раз – совсем чуть-чуть осталось.

Комментариев - 0



 
 
 
 






 
Array
(
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 80047
                    [PICT] => /upload/iblock/e1a/iblock_mag/s_Kamboja0.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13582/80047/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/e1a/iblock_mag/ss_Kamboja0.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [1] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 80048
                    [PICT] => /upload/iblock/8c9/iblock_mag/s_Kamboja.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13582/80048/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/8c9/iblock_mag/ss_Kamboja.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [2] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 80049
                    [PICT] => /upload/iblock/b37/iblock_mag/s_Kamboja4.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13582/80049/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/b37/iblock_mag/ss_Kamboja4.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [3] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 80050
                    [PICT] => /upload/iblock/b00/iblock_mag/s_Kamboja3.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13582/80050/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/b00/iblock_mag/ss_Kamboja3.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [4] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 80051
                    [PICT] => /upload/iblock/ae8/iblock_mag/s_Kamboja2.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13582/80051/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/ae8/iblock_mag/ss_Kamboja2.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [5] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 80052
                    [PICT] => /upload/iblock/73e/iblock_mag/s_Kamboja1.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13582/80052/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/73e/iblock_mag/ss_Kamboja1.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

        )

    [WRAP] => both
)


 
© DivePlanet 2022