Dive Reviews
 
Рубрика: «Дайв Трип - Модель для сборки»
текст и фото: Сергей Гурский
 

Затонувший самолет: "Дуглас" подо льдом

1941: ТРАГЕДИЯ НАД ОЗЕРОМ СИГ

Шел второй месяц Великой Отечественной войны. Немецкие войска стремительно продвигались на восток. Среди сплошных лесов северо-запада Калининской (ныне Тверской) области главной транспортной магистралью была железная дорога Бологое – Полоцк. Еще в начале ХХ века царь Николай II понял значение такого железнодорожного пути в случае войны с Европой. И к 1907 г. железная дорога Бологое – Полоцк была построена. По этой дороге к фронту шли военные эшелоны, на которых каждый день охотились немецкие самолеты.

26 июля 1941 года в небе над железной дорогой в районе станции Осташков разыгрался один из трагических эпизодов той войны. С аэродрома Едрово (рядом с Бологое) в сторону Андреаполя поднялся советский транспортный самолет. На его борту находился техперсонал аэродрома и груз боеприпасов. Самолет летел вдоль железнодорожной ветки Бологое – Осташков – Андреаполь. Никто из находившихся в транспортнике людей еще не сталкивался с войной. Самолет шел без прикрытия истребителей и был отличной мишенью. Вдруг навстречу «Дугласу» вынырнули два немецких истребителя. От лобовой атаки транспортник ушел влево. Показалась гладь озера Сиг. Спасаясь от фашистов, самолет ушел на предельно низкую высоту над озером. Словно какая-то неведомая сила притянула его к воде. «Дуглас» сел брюхом на озеро и какое-то время держался на плаву. Люди стали выпрыгивать в воду. Покружив над местом трагедии, немецкие истребители ушли на запад. Самолет остался лежать на дне озера Сиг. Прошли десятилетия, но война продолжает напоминать о себе.

В средней школе № 1 г. Осташкова существовал музей и работал отряд следопытов. Одним из направлений поисков, которые проводили школьники, были места падений советских самолетов в годы Великой Отечественной войны на территории Осташковского района. На карте значились предполагаемые точки: Сорога, Поребрица, Локотец, озеро Сиг. Школьники решили отправиться на место падения самолета в озеро Сиг.

Морозным январским днем 1983 года группа школьников отправилась на маршрут. Сохранились строчки из походного дневника: «...6.30 утра. Собрались на автовокзале – у всех большие рюкзаки, ведь идем на целый день. До Семенова Села доехали на автобусе, а дальше – пешком. В д. Куряево обратились к Т. Н. Павловой. Она приветливо нас встретила, пригласила войти в дом и всех усадила (нас было 16 человек). Но, к сожалению, подробностей о гибели самолета Татьяна Николаевна не знала. Поблагодарив за гостеприимство, мы ушли дальше. И вот мы уже держим путь в деревню Старый Сиг. В 16.00 мы в деревне. Разговорились с жителями. Анна Васильевна Соловьева рассказала о катастрофе транспортного самолета, показала приблизительно место его падения на озере.

«...Стояла тишина. Тот день был тихим, солнечным. Фронт был еще далеко от наших мест. Буквально в считанные минуты со стороны города возникли самолеты. Один большой и два маленьких, юрких. Они кружили над большим, и были слышны выстрелы. Мы тогда еще не знали где наш самолет, а где немецкие. Большой самолет очень низко опустился над озером и летел, чуть ли не касаясь воды крыльями. Потом было видно, что он хотел взлететь, но словно какая-то сила прижимала его к воде. И через какое-то мгновение самолет сел на брюхо на поверхность озера. Медленно-медленно начал погружаться. Люди выскакивали из самолета в воду. Тут все, кто в нашей деревне видел это, бросились к лодкам. Из нашей деревни поплыли две лодки – а это где-то 2,5 километра до самолета, из деревни Буковичи тоже поплыли лодки – от нее намного ближе к месту катастрофы... Тонущих людей подобрали в лодки, но не всех. Трое утонули. Уже осенью двое всплыли у нашей деревни – их похоронили у дороги на Буковичи. Так они и лежат там сейчас...»

Темнеет. Впереди неблизкий путь, до деревни Буковичи по льду озера почти 4 км, а там до города еще 9 километров. Правда, мы предполагаем пройти как раз над утонувшим самолетом. Широкая гладь озера, а где-то на четырехметровой глубине под нами лежит самолет. Подходим к Буковичам – привал. На лесную дорогу выходим в полной темноте. Тут мы осознаем, что не рассчитали свои силы. Поход оказался намного сложнее, чем мы предполагали. Пешком 9 километров через глухой лес почти в кромешной темноте запомнились на всю жизнь...»

Так мы нашли самолет. Запросив Центральный архив Министерства обороны в г. Подольске, мы позже получили возможность ознакомиться с документом, свидетельствующем об этом событии.

Фонд 1080, (16 Гв. СД), опись 1, дело 108, коробка 10715: «Разведданные 249 СД».

Разведсводка № 05, штабдив 249, д. Козловцы, 28.7.41.

19.00. 26.7.1941. Наш транспортный самолет, принадлежащий 18 авиаполку, следовавший Едрово – Андреаполь, пролетая над озером Сиг, потерпел аварию и в 1 км от восточного берега в районе Буковицы затонул. Из находившихся на борту 17 человек технического персонала спасено 14. Расследование вело командование аэродромом.

Елена Моисеева

Командир отряда «Поиск», г. Осташков


Дуглас ДC-3:

Параметр / Показатель

Длина, м 19,66

Размах крыла, м 29,98

Высота хвоста, м 5,16

Площадь крыла, м2 91,7

Двигатели

Два Pratt & Whitney R$1830$92

Крейсерская скорость, км/ч 297

Дальность полета, км 2160

Высота полета, м 7350

Вес пустого, кг 7700

Макс. взлетный вес, кг 13190 


71 год спустя

Анна Гришина

Накануне вечером взешиваю в руках две чугунные сковороды чтобы сложить их в чемодан вплотную к ластам. Да и как же без них нырять, если на выходных Масленица, а прямо завтра — исторический рэк - самолёт «Дуглас»? Пока навеянный Днем защитника Отечества патриотизм во мне боролся с угрозой чревоугодия, позвонил Гурыч и сказал, что едем без ночёвки на один день. Патриотизм на этот раз победил, и блинов не будет.

Выезжаю из дома 05:20 часов утра. Свежесваренный кофе в термосе, Gismeteo Осташков обещает пару лучей солнца в майну к 15 часам, вспышки заряжены, баллон полон под вентиль — все это прекрасно!

Нас пятеро дайверов и один сухопутник, все разместились на двух внедорожниках. Это – единственный транспорт, подходящий для поездки на озеро Сиг. Пробиваться по толстому озёрному льду, разутюживая бампером снег, непросто даже для бездорожных проходимцев. И ещё очень хочется приоткрыть окно и, затаив дыхание, прислушаться, не трещит ли под нашей тяжестью полуметровый лёд. По всему озеру рассеяна дюжина рыбаков с джипами да накатаны проспекты, и это придаёт нам уверенности. Всего в 700 метрах от берега видна снежная крепость, несколько льдин с магическим бирюзовым свечением — значит, майна здесь.

Переодеваемся в тёплое и собираем снаряжение. Без утреннего завтрака в «топку» летит всякая собачья еда, на которую я дома даже не смотрю — краковская колбаса, например. При этом очень приятно и тепло стоять на льду в унтах с шерстяными носками. Все мои пафосные утеплённые туристические ботинки с позором отправились в коробку до лета вследствие никчёмности для текущего сезона.

Наш айс-дайвинг начинается с разжигания мангала и нагревания воды чтобы полить вторые ступени регуляторов для профилактики фри-флоу, а также с облачения в сухой костюм. Первыми ныряют в майну наши фотокорреспонденты Денис и Гурыч, который под водой даже успел трижды починить свои вспышки на крыле самолета. Он втайне готовится получить сертификат Underice Photo&Flash ServiceEngineer и тренируется перед экзаменом.

Следом за ними ныряет Валера - самый подводный из «эсминцев» замкнутого цикла* с сундуком на спине. Гнездо для подводной мины сегодня на его груди пустовало, и за старину «Дугласа» я не беспокоилась. Стою на страховке и вдруг кажется мне, что не двигается наш «эсминец». Дёргаю за страховочную верёвку раз - не отвечает. Плавно тяну — вижу - висит раскинув руки как бездушный манекен. У меня даже краковская колбаса в желудке перевернулась! Вот уже и голова в шлеме показалась над водой. Трогаю за плечо, а он невозмутимо поднимает свои голубые глаза и возмущается: «Вы зачем меня вытащили!?» Вот шутник! Напугал-то как! Проверяет, не дремлет ли страховка наверху.

Я не готовилась к экзамену, поэтому во время моего погружения вспышки устроили акцию неповиновения. Так что пришлось ограничиться съемкой в лучах двуглавого видео-света и нового светодиодного фонаря моего айс-бадди Сергея. Мутновато уже стало – метра два с половиной видимость, хотя прямо подо льдом - все 10 метров.

Так мы наши патриотические порывы и реализовали: кто-то повторно навестил военную реликвию, а кто-то впервые. Такой дайвинг всегда наполнен смыслом, поскольку непременно завершается рассказами на военно-историческую тему. Уж закончились наши запасы сжатого воздуха, горячих запечённых шпикачек, пухлых сарделек, самогонки в одно лицо и Денискиных пряников, а рассказы от том, как Гурыч налаживал в Чечне оборванную связь и как Валера-эсминец прошёл на броне пол-Афгана, всё продолжались до легких сумерек.

Удивительно быстро добрались мы до Москвы: дорога свободна, не то, что летом. А впереди ещё целое воскресенье и возможность выспаться, высушить снаряжение и неторопливо рассмотреть свежие фотографии и поделиться впечатлениями.

Сергей Гурский

Пришла и моя очередь. Нацепил я свой сайдмаунт известной марки «Муха не сидела», спустился ко дну и дотронулся рукой и подсветил лучем фонаря историю страны.

Пока нырял и залезал с боксом, фотиком и вспышками в разные узости одна вспышка перестала работать. Отсоединилось от бокса оптоволокно вспышки, а потом и арм развалился. Конечно, попробуй с подслеповатыми глазами это тоненькое волокно в темноте обратно в разъем бокса воткнуть. Ну ничего, разложил все свое имущество на крыле, почесал затылок, подсветил разъем фонарем и воткнул. И так за один дайв три раза это гадское волокно втыкал. На одни втыкивания почти полбаллона воздуха ушло. Вот только арм фонаря восстановить не сумел - пришлось фонарь на руку перецепить. Тихонько брожу вокруг самолета. Он здесь лежит уже больше семидесяти лет, но до сих пор есть на что посмотреть. Вот этот люк ведет в кабину пилотов. Точнее - и в кабину пилотов, и в нашу историю. Вот бы войти... Но нет, страховка наверху точно туда не пустит... Можно только смотреть...

А наверху уже готовятся к погружениям последние участники. Вот Серега, обвешанный фонарями как новогодняя елка. Тяжелая это работа - быть знакомым целой банды фотографов и фотографинь. Тебя точно приспособят и подержать, и подсветить под водой...

Вот Аня проверяет снаряжение.

Ну разве, когда на тебя смотрят такими голубыми глазами и просят немножко побыть подводным осветителем, можно отказать?

А страховка тем временем напряженно работает, и грозовое небо ей не помеха...

И вот Серега уже возвращается, полный впечатлений...

Эх, вот бы после таких дайвов поднять стаканчик в память о тех, кто здесь в 1941-м из последних сил уходил на бреющем от «мессеров». Но увы! Стаканчик нам нынче нельзя, сегодня нужно ехать обратно. Но зато можно постоять, помолчать и вспомнить. Так и сделали...

А вот и крайний снимок... Вся группа в сборе, за ислючением того чудака, который в это время на кнопочку фотоаппарата жмет... 

__________________

* Речь идет о ребризере. 

Комментариев - 2



 
 
 
 






 
Array
(
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86319
                    [PICT] => /upload/iblock/897/iblock_mag/s_1-doroga.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86319/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/897/iblock_mag/ss_1-doroga.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [1] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86320
                    [PICT] => /upload/iblock/9d8/iblock_mag/s_2-na-ldu.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86320/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/9d8/iblock_mag/ss_2-na-ldu.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [2] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86321
                    [PICT] => /upload/iblock/8d8/iblock_mag/s_3-mangal.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86321/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/8d8/iblock_mag/ss_3-mangal.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [3] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86322
                    [PICT] => /upload/iblock/efe/iblock_mag/s_4-Valtera-v-IDA.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86322/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/efe/iblock_mag/ss_4-Valtera-v-IDA.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [4] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86323
                    [PICT] => /upload/iblock/75b/iblock_mag/s_5-Denis-v-maine.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86323/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/75b/iblock_mag/ss_5-Denis-v-maine.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [5] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86324
                    [PICT] => /upload/iblock/7d5/iblock_mag/s_6-ushli-pod-vodu.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86324/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/7d5/iblock_mag/ss_6-ushli-pod-vodu.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [6] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86335
                    [PICT] => /upload/iblock/efb/iblock_mag/s_17-krylo-Duglasa.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86335/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/efb/iblock_mag/ss_17-krylo-Duglasa.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [7] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86325
                    [PICT] => /upload/iblock/be4/iblock_mag/s_7-samolet-kabina.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86325/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/be4/iblock_mag/ss_7-samolet-kabina.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [8] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86326
                    [PICT] => /upload/iblock/62a/iblock_mag/s_8-samolet-rybka.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86326/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/62a/iblock_mag/ss_8-samolet-rybka.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [9] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86328
                    [PICT] => /upload/iblock/ea5/iblock_mag/s_10-nad-mainoi.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86328/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/ea5/iblock_mag/ss_10-nad-mainoi.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [10] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86327
                    [PICT] => /upload/iblock/8b9/iblock_mag/s_9-samolet-kabina2.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86327/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/8b9/iblock_mag/ss_9-samolet-kabina2.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [11] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86330
                    [PICT] => /upload/iblock/45d/iblock_mag/s_12-Ania-na-kraju-mainy.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86330/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/45d/iblock_mag/ss_12-Ania-na-kraju-mainy.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [12] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86331
                    [PICT] => /upload/iblock/bec/iblock_mag/s_13-Ania-v-maine.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86331/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/bec/iblock_mag/ss_13-Ania-v-maine.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [13] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86332
                    [PICT] => /upload/iblock/21c/iblock_mag/s_14-nad-mainoi-strahujushie.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86332/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/21c/iblock_mag/ss_14-nad-mainoi-strahujushie.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [14] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86333
                    [PICT] => /upload/iblock/cc1/iblock_mag/s_15-Sergei-v-maine-vyhod.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86333/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/cc1/iblock_mag/ss_15-Sergei-v-maine-vyhod.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [15] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 86334
                    [PICT] => /upload/iblock/23a/iblock_mag/s_16-obshee-foto-nad-mainoi.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13882/86334/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/23a/iblock_mag/ss_16-obshee-foto-nad-mainoi.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

        )

    [WRAP] => both
)


 
© DivePlanet 2022