Dive Reviews
 
Рубрика: «Дайв база (дайвинг в Египте)»
текст и фото:
 

HORREYA, HORREYA*

Без Facebook в Египте нынче никуда – через него продают, покупают, сплетничают, договариваются скидывать Президента, собирают пожертвования для бездомных и отравленных собачек, арендуют вскладчину машину или жильё, охмуряют доверчивых иностранок... Детей даже называют в его честь. Facebook Ахмедовна какая-нибудь... Почти как Даздраперма.

Вечером 5-го марта, естественно через Facebook, было проанонсировано событие, обещающее немного развеять летаргический сон, в который погрузилась большая часть русскоязычного Дахаба в условиях «туристического эмбарго», объявленного российским МИДом. А именно – установка сначала на набережной в районе ЛайтХаус, а затем и на одноимённом дайв-сайте мемориала в память о погибших в ходе антиправительственных выступлений, приведших к смене власти в стране. Организатор – HardRock DC и инициативный комитет. Хозяин филлинг-стейшн HardRock и одноимённого ДЦ (более известного ныряющей общественности под названием «Русский Клуб в Дахабе») г-н Mosaad el Shatawy - человек кипучей энергии и темперамента, да ещё и, как принято выражаться, с «активной гражданской позицией». В разгар всех событий повесил на компрессорную замок , собрал персонал и поехал в Каир на Тахрир со словами «Моё сердце там...» Поехал, надо сказать, вовремя - простоял на площади всего 1 ночь, а на следующий день было объявлено об отставке Мубарака. Поскольку заведение дружественное, организаторы тоже, да и к случившимся событиям , несмотря на всю неоднозначность последствий, лично я отношусь вполне позитивно – вопросов даже не было, что посетить мероприятие надо.

Около 12-ти дня 6-го марта, памятуя о том, на сколько могут растянуться «эджипшн файв минит» - был выслан передовой разведотряд. Как ни странно, мероприятие началось точно в срок. По плану погружение намечено на 14-30. Подтягиваюсь где то к двум... Напротив входа в воду на ЛайтХаусе на набережной в оградке из четырёх баллонов, покрашенных в цвета египетского флага, лежит довольно большой плоский камень, на котором белой краской написано «В память о мучениках революции 25 января. Дахаб. Египет. От египетских дайверов». Рядом цветы. Играет приятная немного печальная музыка. Народу человек 30-40. Развеваются флаги и воздушные шарики. Речей никто не произносит, вся публика разбилась на позирующих и фотографирующих. Позирующих больше. Проходящие мимо туристы останавливаются и тоже фотографируют и позируют. Пришла полиция. В гражданском. Ещё одна фотосессия. Немногочисленные русские, не владеющие в должной мере английским, осторожно интересуются - не потонул ли кто... Тем временем печальная музыка как то незаметно сменилась на более энергичную, участники начали скандировать патриотические революционные лозунги все громче и громче, фотоаппараты щёлкали всё чаще и чаще, количество флагов увеличилось и махать ими стали с удвоенной силой.

По расписанию уже наступало время подводной части, но об этом как будто все забыли. Как-то подумалось – если несколько десятков человек устроили такую движуху, то что же творилось в Каире ? И насколько их хватит? В этот момент пролетел вертолёт. Все чему-то обрадовались, зааплодировали, взметнулись флаги и в небо полетели пару шаров . Казалось, что веселье достигло кульминации, и, появись в этот момент экс-президент, ему бы тоже всучили шарик и флажок. Но нет, это ещё была не кульминация... После лёгкого затишья, давшего робкую надежду что наконец-то нырнём, начались пляски.Танцевали красиво, с душой. Ещё примерно полчаса. Потом ещё немного фотографировались. Ну вроде всё... Можно одеваться и в воду. Поскольку за своей снарягой домой было тащиться лень – взял в Русском Клубе. Непривычно. Жилетик простенький. Регулятор Каллипсо. Масочка жёлтенькая. Ну и не удержался – ласты розовые. От гидрика отказался. Красные труселя более соответствовали торжественной обстановке. Помогаю застегнуться Управляющей «Русским Клубом» Татьяне , которая взяла на себя подводную видеосъёмку, берём камеру, фотоаппарат и идём к берегу. Часть народу интересуется – не холодно ли. Отшучиваюсь, что «огонь революции согревает».

Заходим в воду, готовимся снимать занос монумента. Камера не включается. Обидно. Водичка прохладная, но терпимо. Наконец появляются одетые участники заплыва. Некоторые даже заходят в воду, но не все – часть товарищей решила ещё раз пофотографироваться. Недолго, минут на десять. Немного взгрустнув, интересуюсь у Татьяны, есть ли у неё мощный прожектор , ибо он вполне может потребоваться. Но вот свершилось – под громкие крики «Horreya!Horreya! Saura! Saura!» мемориал потащили к воде. Стало немного не по себе , но об этом чуть позже... Войдя в воду, народ выстроился красивым полукругом и ,естественно, снова фотосессия, флаги, шары, «horrreya, horreya...», два человека с трудом удерживали мемориал над поверхностью – каменная глыба оказалась неожиданно тяжёлой. Поднесли баллоны, которые также предстояло затопить. Вроде всё, можно начинать, но не тут-то было.... Неожиданно решили перед уходом под воду запустить самый большой флаг. Поскольку предварительно его уже окунули в воду , флаг намок и потяжелел, и запускаться категорически отказывался . Обнаружилось, что шариков больше нет и гелия тоже. Флаг тщательно отжали, но не помогло. Бойцы выбились из сил и мемориал тихонько положили на дно. Решили поменять древко на более лёгкое. Пока меняли, один из шариков улетел и стало окончательно понятно, что запуск не состоится. Мемориал снова подняли, ещё пару кадров. Осознав, что камень слишком тяжёлый, достали лифтбэги и верёвку.

Надёжно привязать камень никак не получалось, подходящего мешка в близлежащих ДЦ не нашлось. В итоге закрепили как смогли, и ближе к 4-м часам дня торжественное погружение началось... Участники заплыва поползли вниз по склону. Секунде на тридцатой стали закрадываться глубокие сомнения ,удастся ли транспортировать всё это хозяйство до первоначально намеченной точки . Если буксировка самого мемориала продвигалась относительно бойко, то баллоны для оградки неожиданно оказались ненамного легче центрального элемента композиции, но об этом никто заранее не подумал. Подъёмной силы одного компенсатора решительно не хватало. Попытки транспортировать вдвоём также оказались не слишком удачными – проплыв несколько метров, кто то из напарников баллон умудрялся выронить и улетал наверх, в то время как второй, вцепившись в него мёртвой хваткой, падал на дно. Иногда наверх улетали оба.

После чего какую-то часть дистанции баллоны решили катить по дну. Что тоже не способствовало хорошей видимости. В какой то момент закралась мысль просто снять ласты, взвалить баллон на плечо и просто пойти спокойненько, как Ленин с бревном на субботнике. К счастью, то ли камень всё-таки выпал, то ли организаторы сообразили, что мемориал рискует остаться без оградки, но неожиданно обнаружилось, что камень уже на дне и тащить его дальше никто не собирается. К этому времени видимость в районе установки композиции упала практически до нуля. Человек 10 в клубах песка и мути, нещадно молотили ластами по дну и иногда частям тела своих напарников, те, кому работы не досталось, нарезали вокруг круги, размахивая флагами. По мере ухудшения видимости круги становились всё шире и шире. Вскоре перестали быть различимы даже жёлтые ласты . От нечего делать минут 15 поплавал в одиночестве подальше от гигантского «фиш болла».

К моменту возвращения муть частично осела, и взору открылась завершённая инсталляция. Вместо оградки на суше под водой из баллонов просто сделали рамочку. Выглядело это всё немножко наивно, и в то же время очень трогательно. Композицию почистили от песка, все участники как то внезапно посуровели, и только в этот момент стало понятно , что для этих людей всё серьёзно и глубоко лично, а весь этот карнавал наверху... Кто-то опустился на колени и видимо молитву читал, кто-то просто прикладывался к мемориалу. Наконец, отдав последние почести, поплыли обратно. Напоследок несколько групповых фото. На выходе из воды под аплодисменты встречающих на берегу ещё раз покричали «saura, horreya». Фотосессия. ВСЁ. Ближний Восток трясёт. Страна в кризисе и её будущее столь же мутно, как и видимость в момент установки монумента..Продержится ли энтузиазм людей, получивших наконец какой то шанс на свободу дольше, чем краска на поминальном камне... Поживём – увидим...

P.S. После окончания заныра поинтересовался у местных, что значит «saura». Оказалось «революция» (ну в общем, не удивительно, что за 5 лет в Египте я такого слова раньше не слышал). Арабские товарищи, узнав что saura – это мой ник в интернете на протяжении уже многих лет, удивились, потом спросили, а что «saura» значит по-русски. Узнав, что такого слова в русском просто нет – ещё сильнее удивились. Хороший ник . Правильный. Посмеялись. Опять покричали «saura, saura». После чего стали потихоньку расходиться по своим делам. Кому позволяли (или не сильно мешали) убеждения – приступили к распитию различных напитков. За «хорейю и сауру». За свободу и революцию то есть...


* значение слова HORREYA становится понятно, исходя из того, за что пошли пить. 


SAURA

фото Anastasia Pritula и Тatyana Malkerova («Русский Клуб в Дахабе»)

08 марта 2011 года DAHAB, SOUTH SINAI, EGYPT

Комментариев - 0



 
 
 
 






 
Array
(
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74529
                    [PICT] => /upload/iblock/dfc/iblock_mag/s_8.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74529/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/dfc/iblock_mag/ss_8.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [1] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74524
                    [PICT] => /upload/iblock/ec9/iblock_mag/s_1.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74524/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/ec9/iblock_mag/ss_1.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [2] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74525
                    [PICT] => /upload/iblock/8c5/iblock_mag/s_2.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74525/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/8c5/iblock_mag/ss_2.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [3] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74526
                    [PICT] => /upload/iblock/d9a/iblock_mag/s_3.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74526/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/d9a/iblock_mag/ss_3.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [4] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74527
                    [PICT] => /upload/iblock/802/iblock_mag/s_4.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74527/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/802/iblock_mag/ss_4.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [5] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74528
                    [PICT] => /upload/iblock/a62/iblock_mag/s_5.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74528/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/a62/iblock_mag/ss_5.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [6] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74530
                    [PICT] => /upload/iblock/7a3/iblock_mag/s_12.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74530/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/7a3/iblock_mag/ss_12.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [7] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74531
                    [PICT] => /upload/iblock/733/iblock_mag/s_13.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74531/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/733/iblock_mag/ss_13.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [8] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74532
                    [PICT] => /upload/iblock/901/iblock_mag/s_15.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74532/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/901/iblock_mag/ss_15.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [9] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74533
                    [PICT] => /upload/iblock/c0f/iblock_mag/s_16.jpg
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74533/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/c0f/iblock_mag/ss_16.jpg
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

            [10] => Array
                (
                    [ELEMENT_ID] => 74534
                    [PICT] => /upload/iblock/de2/iblock_mag/s_30.JPG
                    [TEXT] => PROPERTY_MAGAZINE_DESC_VALUE
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /underwater-photo/editorial/13128/74534/slide_show/
                    [P] => Array
                        (
                            [SRC] => /upload/iblock/de2/iblock_mag/ss_30.JPG
                            [WIDTH] => 93
                            [HEIGHT] => 70
                        )

                )

        )

    [WRAP] => both
)


загрузка карты...
 
© DivePlanet 2023